Крестный путь комедианта

Выпуск: 

Премьера спектакля «Кабала святош» («Мольер») стала событием культурной жизни Белгорода

Романтическую драму Михаила Булгакова на сцене БГАДТ поставил заслуженный деятель искусств Республики Крым Юрий Маковский. Результат совместной работы щепкинцев и главного режиссёра Севастопольского драматического театра имени Б. Лавренёва Черноморского флота РФ впечатляет.

Наверное, трудно было бы сделать бо­лее удачный выбор пьесы. Всё сошлось как нельзя лучше: и Год театра, и бенефис за­служенного артиста РФ, главного режиссё­ра Белгородской драмы Виталия Бгавина, и Всемирный день театра.

«Кабала святош», пожалуй, самая лич­ная, исповедальная пьеса Булгакова. Дра­ма о творившем в XVII столетии великом комедиографе, актёре, реформаторе фран­цузской сцены Жане-Батисте Мольере и его эпохе дала автору возможность излить свою боль, поведать о своём «железном» веке.

В спектакле, как и в пьесе, отчётливо звучит вечная тема «искусство и власть». С ней тесно переплетены другие мотивы: любви, предательства, прощения, судьбы.

Главную роль в «Кабале святош» сы­грал - нет, прожил! - Виталий Бгавин. Его Мольер - самое большое потрясение. Зри­тель видит Жана-Батиста в разные момен­ты жизни: вначале обласканного королев­ским вниманием, пылко влюблённого, а в конце - преданного самыми близкими людь­ми, лишенного высокого покровительства, затравленного чёрной Кабалой. Виталию Бгавину удалось воплотить этот сложный, трагический образ на пике актёрского ма­стерства.

Олицетворение власти в спектакле - Лю-довик Великий. Илья Васильев, облачён­ный в белое, играет тщеславного, упоённо­го собой монарха. Искусство для него - вид придворной службы, назначение которой -развлекать, не выходя за пределы дозво­ленного. Каждый раз, когда Король-Солнце появляется на сцене, на заднике возникает «инфографика», вызывающая улыбку, -изображение светила. А за блестящим фа­садом - «бессудная тирания», отравлявшая жизнь «дерзкого» комедианта.

В роли подруги Мольера, актрисы театра Пале-Рояль Мадлены Бежар - заслуженная артистка РФ Оксана Бгавина. Ей удалось передать и горечь переживаний покинутой женщины, и страх небесной кары.

А юная Арманда Бежар (артистка Окса­на Катанская), легкомысленная, неверная, становится не Музой, но роковой ошибкой охваченного страстью Жана-Батиста.

И фанатики Кабалы не упускают случая ухватиться за эту ошибку в яростной борьбе против мольеровского «Тартюфа». Заслу­женный артист РФ Иван Кириллов искусно ведёт роль архиепископа Парижа. Гонитель Мольера вкрадчив в разговоре с королём, смешон в ссоре с одноглазым маркизом, но страшен в каменном подвале Кабалы. В сцене исповеди Мадлены он напоминает средневекового инквизитора. Руки архи­епископа залиты красным светом, и кажет­ся, будто они обагрены кровью. Зловещая фигура вызывает в памяти знаменитый «Портрет папы Иннокентия Х» кисти Диего Веласкеса.

В слаженном актёрском ансамбле запо­минаются работы А. Манохина (Лагранж), А. Зотова (королевский шут), С. Денисова (Одноглазый), Д. Евграфова (Бутон).

В каждой детали чувствуется уверенный почерк режиссёра. Подкупает уважение к автору, бережное отношение к тексту. По­становщик умело держит внимание зрителя, используя приёмы театра в театре, инстал­ляции, театра теней. Юрий Маковский со­ставил и музыкальную партитуру спектакля.

Режиссёр придумал красивый, напол­ненный глубоким смыслом финал: земная жизнь Мольера обрывается, но гений не умирает - он уходит в Вечность. Её симво­лом становится видеопроекция небесного простора с плывущими по нему белыми об­лаками.

Спектакль получился ярким, зрелищ­ным во многом благодаря выразительной сценографии и костюмам, выполненным художником Мариной Шепорнёвой. Они погружают зрителя в атмосферу ушедшей эпохи.

«Кабала святош» щепкинцев - поста­новка достойная великих имён Мольера и Булгакова. Спектакль включён в программу XI Всероссийского фестиваля «Актёры Рос­сии - Михаилу Щепкину», который пройдёт осенью 2019 года. А Севастопольский театр имени Б. Лавренёва покажет белгородцам комедию Мольера «Тартюф» в постановке Ю. Маковского.

Элла ЯН