Новые издания о русских художниках

Выпуск: 

«Золотой фонд» изобразительного искусства

► Фонд отдела литературы по искусству Белгородской универсальной научной библиотеки пополнился новыми книгами о русских художниках.

Книга «Николай Александрович Ярошенко» знакомит нас с одним из ярких представителей русских передвиж­ников конца ХIХ века. Ее автор - искусствовед Ирина По­ленова, посвятившая более 30 лет изучению жизни и твор­чества известного живописца. Перед нами раскрывается многогранная жизнь человека, который, получив военное образование, стал выдающимся художником.

Н.А. Ярошенко отличался принципиальностью и чест­ностью своих взглядов на искусство и жизнь, был совестью передвижничества. Его картины полны гуманизма и веры в человека. Не случайно одной из любимых картин Льва Толстого было произведение художника «Всюду жизнь».

В книге представлены наиболее известные фотогра­фии картин Н.А. Ярошенко, его письма и письма совре­менников, где речь идет о работах художника. Так, напри­мер, можно узнать некоторые подробности приобретения двух картин для своей галереи из письма П.М. Третьякова И.Н. Крамскому. «…Спрашивал Вашего совета о «Заклю­ченном» Ярошенко. Сегодня я решил приобрести его, но только цену я желаю сделать не дороже «Кочегара»; в Пе­тербурге при открытии выставки, сколько помню, «Кочегара» ценили дороже, а «Заключенного» дешевле… Я Вас покорнейше прошу попросить Николая Александровича сделать цену одинаковую с «Кочегаром». Я не пишу сам Николаю Александровичу потому, что потерял его адрес».

Прекрасные портреты, пейзажи и жанровые компози­ции художника хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, а также музее-усадьбе Ярошенко в Кисловодске и многих других художественных музеях мира. Надеемся, что книга найдет своего читателя.

Платону Семёновичу Тюрину в определённом смысле не повезло с посмертным признанием. При жизни он был известным, уважаемым художником, портретистом, мону­менталистом, расписывающим храмы, пишущим иконы, оформляющим иконостасы. И поскольку значительную часть его творческого наследия составляла живопись ре­лигиозной тематики, забвение, постигшее его в ХХ веке, не удивительно.

О жизни и творчестве П.С. Тюрина сведений сохрани­лось немного. И только благодаря сорокалетней исследо­вательской деятельности искусствоведа Миры Даен мы можем проследить основные вехи его творчества. Книга «Академик живописи портретной и исторической Платон Семёнович Тюрин» издана в 2017 году на родине художни­ка в Вологде. На материалах архивных документов, пред­метах музейных коллекций, письменных воспоминаний со­временников художника автор делится своими находками. Читательскому взору представлен исторический документ, обнаруженный в 1978 году, - отпускная: «Лета тысяча во­семьсот сорок третьего ноября в двадцатый день майор и кавалер Александр Алексеев, сын Холмов отпустил кре­постного своего, … крестьянина Платона Семёнова Тюри­на, вечно на волю с тем, где он жить, в какой род жизни прописаться пожелает, то ему вольно, до которого мне, равно и наследникам моим, дела нет и ни по чему не всту­паться, в чем я, Холмов, ему, Тюрину отпускную и даю».

Крупноформатная книга прекрасно оформлена и снаб­жена большим количеством иллюстраций - это превосход­ные цветные фотографии станковых и монументальных произведений художника, фотокопии архивных документов.

Платон Семёнович Тюрин - первый из вологодских ху­дожников, получивший профессиональное образование и достигший звания академика.

В ряду его многочисленных портретов помещиков и свя­щеннослужителей сохранились два именитых портрета -архимандрита Нафанаила и императора Александра III. Ху­дожественную ценность наследия Платона Тюрина трудно переоценить. Его работы по праву находятся в «золотом фонде» достижений русского изобразительного искусства. В 1876-1877 годах он участвовал в росписи храма Христа Спа­сителя. Для этого храма были написаны 34 иконы.

Работы художника находятся в Русском музее, Эрми­таже, Центральном музее железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге, в картинных галереях и музеях Мо­сквы, Орла, Екатеринбурга, Вологды, Твери, Череповца, Полтавы. Новая книга М. Даен является ценным даром для искусствоведов, историков, музейных работников и всех, кто интересуется историей русского изобразительно­го искусства. Приглашаем в библиотеку всех, кто изучает и увлекается русским искусством.

Вера МОНИНАглавный библиотекарь отдела литературы по искусству универсальной научной библиотеки

Фото автора