Путевка в жизнь

Выпуск: 

Как работают ресурсные группы для детей-аутистов

► В сентябре прошлого года в регионе открылось несколько детсадовских групп для детей с расстройствами аутистического спектра.

Одна из таких работает на базе детско­го сада №36. В группе шесть мальчишек возрастом от четырех до шести лет.

- На сегодняшний день группа уком­плектована полностью, - говорит заведу­ющая д/с №36 Ирина Печеных.

- Набор новых детей в группу возможен после того, как дети нашей группы выпустятся в школу. Основная цель обучения заключается в том, чтобы ребята смогли адаптировать­ся к социуму: научились самообслуживанию, общению со сверстниками и взрос­лыми, подготовились к школьной жизни.

В группе работают психолог, логопед, дефектолог, два воспитателя. Также у каждого ребенка есть индивидуальный помощник - тьютор, который служит сво­еобразным проводником между малы­шом и окружающим миром. Он помогает ребенку стать более самостоятельным, учит его взаимодействовать со взрослы­ми и детьми.

- Самая главная задача, - говорит тьютор д/с №36 Нелли Мельникова, - сделать так, чтобы наставник был в конечном итоге не нужен, чтобы ребенок смог обходиться без его поддержки. Мы работаем над фор­мированием различных навыков. Напри­мер, учим держать расческу, есть ложкой, вырабатываем поведение «слушателя», учим навыкам имитации.

Как только навык сформирован и до­веден до автоматизма, тьютор с ребенком приступает к формированию нового навы­ка, необходимого в обычной жизни.

Работу с детьми курирует специалист из Санкт-Петербурга, которого помог най­ти Фонд содействия решению проблем аутизма «Выход в Белгороде». Куратор помогает составить индивидуальный об­разовательный маршрут для каждого ре­бенка, проводит консультации и онлайн- уроки для сотрудников детского сада и родителей.

Готовясь к открытию группы, все пе­дагоги прошли специальное обучение: курсы повышения квалификации в Волго­градской гуманитарной академии профес­сионального образования по проблеме обучения и воспитания детей с расстрой­ствами аутистического спектра. Старший воспитатель и руководитель ДОУ приняли участие в обучающих семинарах Феде­рального ресурсного центра Московского государственного психолого-педагогиче­ского университета. Основам прикладного анализа поведения, методам формирова­ния альтернативной коммуникации педа­гогов детского сада обучили специалисты московского Центра социальной поддерж­ки «Инклюзивная молекула».

Успех работы специалистов детского сада во многом зависит от сотрудничества с семьей.

-   Родитель как никто другой должен быть заинтересован в том, чтобы его ре­бенок научился общаться с окружающими людьми и миром, - говорит учитель-лого­пед Елена Коржова.

-   Я вижу, как меняется мой ребенок, - говорит мама Петра Волкова Юлия, - он с большим удовольствием идет в детский сад, научился разговаривать, подружился с воспитателями и другими детьми.

Для оборудования группы администра­ция детского сада приобрела и обустро­ила сенсорную комнату, сухой бассейн, стол для рисования песком, различные тактильные панели и многое другое.

-   Инклюзивное образование подразу­мевает постоянный контакт со сверстника­ми, - рассказывает старший воспитатель Надежда Суровцева, - но этим малышам сложно привыкать к смене обстановки, им комфортнее находиться в привычном месте, поэтому дети из других групп при­ходят к ним для совместных игр и занятий. Воспитанники ресурсной группы участву­ют в общих праздниках и развлечениях, вместе гуляют на игровых площадках.

Педагоги детского сада - настоящая команда единомышленников. Их работа трудна, но интересна. Педагоги радуются маленьким достижениям своих воспитан­ников, видят перспективы развития каждо­го ребенка, стремятся подобрать индиви­дуальные методы и приемы обучения для достижения поставленных целей.

Как только курирующие специалисты поймут, что ребенок готов - он отправится в школу. Кто-то будет обучаться на дому, другие пойдут в ресурсные классы, а те, кто добьется больших успехов, смогут учиться в обычном классе.

Екатерина ТИШИНА

Фото автора

Аутизм - это расстройство, возникшее из-за нарушения развития головного мозга, которое проявляется в недостатке социального взаимодействия и общения. Люди с таким диагнозом часто имеют ограниченное число интересов и склонны совершать повторяющиеся действия.