В ногу со временем

Выпуск: 

От первого лица

Налоговое ведомство комментирует изменения в своей работе

В 2017 году в налоговое законодательство внесено много серьезных изменений. Некоторые из них вызвали бурное обсуждение в обществе. Об этих изменениях и о том, как они повлияли на работу городской налоговой службы, мы попросили рассказать начальника инспекции ФНС России по Белгороду Сергея Воронина.

— Сергей Петрович, с этого года ваше ведомство вновь занимается страховыми взносами. Как это повлияло на работу городской инспекции?

— Администрирование уплаты страховых взносов для нашей службы нельзя назвать абсолютно новым и незнакомым процессом. Напомню, что до 2010 года именно сотрудники налоговой службы контролировали своевременность и полноту уплаты единого социального налога. Конечно, за прошедшее время изменилось законодательство, и платежи в государственные внебюджетные фонды носят другое название, но ничего кардинально в нашей работе это не изменит — просто добавится ещё один платеж, своевременность и полноту уплаты которого будут контролировать наши сотрудники.

Для налогоплательщиков также ничего глобально не изменится, за исключением того, что при заполнении платежных документов на уплату страховых взносов будут указываться другие коды бюджетной классификации, и отчетность о суммах, подлежащих уплате, необходимо представлять нам, а не во внебюджетные фонды.

— Ещё одно новшество, которое вызвало бурное обсуждение среди представителей бизнеса — это внедрение онлайн-касс. Как идет процесс замены кассовой техники, который необходимо завершить до 1 июля?

— Процесс замены старых моделей контрольно-кассовой техники на современные стартовал ещё в прошлом году. Сегодня в Белгороде из пяти тысяч состоящих на учёте кассовых аппаратов соответствуют требованиям законодательства чуть более одной тысячи. Поэтому ещё раз напоминаю:

После 1 июля 2017 года регистрация всех контрольно-кассовых аппаратов старых моделей, не прошедших модернизацию и не соответствующих требованиям законодательства, будет аннулирована.

— Действительно ли процесс замены касс настолько затратный для бизнеса, как об этом говорят? Разные комментаторы озвучивают разные цифры, вплоть до 100 тысяч рублей.

— Я оставлю на совести этих «комментаторов» озвученные ими цифры расходов. В действительности дело обстоит несколько иначе. Значительное количество кассовых аппаратов, выпущенных в течение последних трёх-пяти лет, можно модернизировать, обеспечив выполнение ими тех же функций, которые прописаны в законодательстве.

Модернизация заключается в том, что на уже используемую кассу устанавливается специальный блок — фискальный накопитель, владелец кассы заключает договор с оператором фискальных данных и приобретает электронно-цифровую подпись. После этого — касса может продолжать работать наравне с новыми моделями.

Стоимость фискальных накопителей, используемых для модернизации ККТ, колеблется в диапазоне от 7 до 12 тысяч рублей, стоимость договора с оператором фискальных данных за обслуживание одной кассы составляет около 3-х тысяч рублей в год, стоимость электронно-цифровой подписи ещё примерно 1500 рублей в год.

Средняя стоимость касс с фискальным накопителем, которые реализуются на территории Белгорода, составляет от 18 до 40 тысяч рублей, в зависимости от набора функций кассы.

Если сравнивать с ситуацией, которая была ранее, то средняя стоимость контрольно-кассовой техники старых моделей составляла от 12 до 35 тысяч рублей. Ежегодно, в соответствии с требованием законодательства, её владельцы в обязательном порядке заключали договор и платили центрам технического обслуживания от 3000 до 4800 рублей в зависимости от модели кассы. Теперь заключение такого договора не является обязательным. Кроме того, также ежегодно производилась замена блока ЭКЛЗ, стоимость которой составляла от 7 до 9 тысяч рублей в зависимости от производителя. Таким образом, если сопоставить приведенные мною цифры, то видно, что ни о каких «разорительных» расходах, которые якобы вызвал переход на новую контрольно-кассовую технику, речи нет и быть не может.

— Апрель — это последний месяц, когда нужно отчитаться о доходах, подав декларацию в налоговую инспекцию. Как идёт этот процесс и есть ли существенные отличия кампании текущего года от предыдущей?

— По состоянию на 20 апреля жители города представили в инспекцию более 15 тысяч деклараций о доходах по форме 3-НДФЛ. Это больше, если сравнивать с аналогичной датой прошлого года. Существенных изменений в налоговом законодательстве, регулирующем порядок представления гражданами деклараций о доходах, не было, поэтому декларационная кампания текущего года кардинально не отличается от предыдущей. Хотя ряд небольших отличий всё же есть.

Во-первых, изменился срок владения недвижимым имуществом, после которого при продаже этого имущества полученный доход не облагается налогом.

Теперь при продаже комнаты, квартиры или дома, перешедших в собственность после 1 января 2016 года, полученный доход налогом не облагается только в том случае, если в собственности они были более 5 лет.

Но я хочу обратить внимание на то, что если это недвижимое имущество было получено в дар или по наследству от близких родственников, то срок владения, после которого это имущество может быть продано без взимания налога и представления декларации, составляет по-прежнему три года.

Во-вторых, начиная с этой декларационной кампании налоговые агенты, которые не удержали налог на доходы физических лиц, по-прежнему обязаны сообщить об этом налогоплательщику, и представить справку по форме 2-НДФЛ в налоговую службу. И если эта отчетность будет ими представлена, то такие граждане освобождаются от необходимости представления налоговой декларации, так как налоговая служба сама исчислит им сумму налога, подлежащего уплате, и направит налоговое уведомление и квитанцию для уплаты этой суммы не позднее 1 ноября, а оплата должна быть произведена не позднее 1 декабря.

— Одним из резервов для увеличения поступающих в городскую казну налогов является налог, который должны платить владельцы жилья, сдаваемого внаем. Как обстоит работа в этом направлении?

— Работа в данном направлении ведется инспекцией на постоянной основе. Информация о сдаваемом жилье поступает в инспекцию из разных источников — от участковых уполномоченных, выявляющих такие квартиры в ходе проведения мероприятий по паспортному контролю, из учебных заведений города, студенты которых снимают жильё, из управляющих компаний и ТСЖ. Получаем информацию и по «телефону доверия» от жителей города, которым не всё равно, кто именно живёт рядом с ними в одном подъезде, на одной лестничной площадке. Но хочу подчеркнуть: любая поступающая в инспекцию информация о сдаваемом жилье в обязательном порядке проверяется.

— Есть ли ответственность для тех, кто имеет в собственности имущество, но не платит за него налоги, так как в налоговой службе нет сведений об этом имуществе? Какие меры будут применяться, если такое имущество вдруг будет обнаружено в ходе налоговых проверок?

— С 1 января 2017 года внесены изменения в налоговое законодательство, которые ужесточили ответственность граждан за несообщение в налоговую службу о наличии у них имущества, в отношение которого не производилось начисление налогов. Если ранее в случае выявления такого имущества сотрудниками налоговой службы закон предписывал только проводить начисление соответствующих налогов за три последних года, то теперь, в соответствии со статьёй 129.1 Налогового кодекса, владельцу такого имущества придется ещё и заплатить штраф в размере 20% от начисленной за эти три года суммы налога.

Считаю необходимым обратить внимание жителей Белгорода на то, что в законодательстве установлен новый срок представления сведений об имеющихся у граждан льготах по уплате имущественных налогов. Напоминаю, что данные льготы носят заявительный характер, то есть для получения права на льготу налогоплательщик должен был сам обратиться в налоговую службу с документами, дающими ему право на такую льготу, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

— Сейчас все больше пользователей онлайн сервисов. Какие возможности активным интернет-пользователям предоставляет официальный сайт налоговой службы?

— Интернет-портал Федеральной налоговой службы является одним из самых посещаемых Интернет-ресурсов государственных органов. Активно развиваются электронные сервисы Интернет-портала. Они помогают налогоплательщикам решать большинство налоговых вопросов без посещения инспекции: служба реализует принципы удобства и равенства, а за счет работы по повышению налоговой грамотности реализуется принцип определенности.

В настоящее время на Интернет-портале www.nalog.ru действуют 47 электронных сервисов, с помощью которых налогоплательщики могут получить разнообразную информацию о налогообложении, рассчитать суммы имущественных налогов для физических лиц и узнать о льготах по данным налогам, подготовить документы для прохождения государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя и даже отправить их в электронном виде в инспекцию, если есть электронно-цифровая подпись, а также направить обращение или жалобу в налоговую службу.

Среди сервисов, которые наиболее часто используются: «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента», «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», «Узнай ИНН», «Онлайн запись на приём в инспекцию».

Набирает популярность и сервис «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа», который позволяет получить выписку из соответствующего реестра в электронном виде бесплатно и без обращения в налоговую службу. Следует отметить, что юридическая значимость выписки, полученной в данном формате, является такой же, как и выписки на бумажном носителе, полученной непосредственно в инспекции.

Елена СТАРОСТОВА