OrderedDict([('id', 79356), ('image', 'https://www.belnovosti.ru/media/filer_public/bb/15/bb15402b-0446-421d-822c-f8bd6d9ee8de/balerina.jpg'), ('file', 'filer_public/bb/15/bb15402b-0446-421d-822c-f8bd6d9ee8de/balerina.jpg'), ('original_filename', 'балерина.jpg'), ('file_size', 133982), ('author', ''), ('name', ''), ('default_caption', ''), ('alt', ''), ('description', ''), ('subject_location', '524,865'), ('mime_type', 'image/jpeg'), ('order', 1), ('key', None), ('entity', 104844)])Город
Персиковое солнце балерины
Каково это — быть балериной? Танцевать всю жизнь, отдавая всю себя без остатка. На пике карьеры коренная белгородка Диана Колесникова вернулась в родной город, чтобы обучать детей классическому балету. Вместе с ней окунёмся в волшебный мир театров и выступлений и приоткроем закулисье хрупкого, завораживающего искусства.
Я встретила Диану Колесникову в Доме офицеров после занятий, в холле. Небольшого роста, изящная, она крепко прижимала к себе пуанты золотисто-бежевого цвета. У нас был долгий и интересный разговор. Я обратила внимание, как сидит балерина: прямая спина, вытянутая шея, приподнятый подбородок. Даже положение ног было особенным.
— Что такое «пятка в пол?». Я слышала, как часто и ритмично вы это повторяли, — поинтересовалась я у Дианы.
Её глаза загорелись и, улыбнувшись, она сказала:
— Я просто стараюсь показать своим девочкам, как нужно правильно работать. Остальное делают они сами. Дети понимают меня с полуслова.
Диана Колесникова из семьи коренных белгородцев. Путь в балет был долгим и тернистым. Судьба подкидывала сюрпризы: где‑то горизонт сменял небо океаном, а потом вновь возвращал заблудившуюся птицу в родные места. Потому жизнь сделала эту хрупкую женщину такой: целеустремлённой и взбалмошной, доброй и мечтательной.
Ещё в пятилетнем возрасте она впервые по телевизору увидела балет. Это была постановка «Щелкунчик». Мама, папа, дедушка — все заметили, как засияло её лицо. Вся семья тогда поняла: судьба маленькой девочки решена.
«Балерины хорошо питаются… А как же иначе? Если артист не будет хорошо питаться, он просто не сможет танцевать. Весь секрет в том, что мы постоянно двигаемся»
И словно получив знак от простых людей, вселенная подготовила для Дианы первый подарок. В садик, который она посещала, пришла работать педагог, которая в своё время окончила профессиональное балетное училище. Посмотрев на воспитанницу, она вдруг принесла Диане пуанты. Так началось её первое знакомство с балетом.
После того как Диана надела пуанты, педагог вызвала родителей в детский сад. Она объяснила им, что у ребёнка есть все балетные данные и ей нужно усиленно заниматься. Однако в Белгороде не оказалось школ, которые могли бы взять под своё крыло талантливую девочку. И тогда семья поехала в Харьков. Там Диана пошла заниматься в школу искусств, ведь была ещё слишком мала для поступления в хореографическое училище. Только в 10–11 лет юный ученик может поступить в первый балетный класс.
Родители не планировали отдавать дочку в профессиональный балет. И снова вмешалась её величество судьба. Так случилось, что Диана поехала на крупный балетный конкурс в «Артек». И выиграла. Способности маленькой балерины заметили и пригласили на обучение в элитное пермское хореографическое училищеинтернат. Впервые Диане предстояло так надолго разлучаться с семьёй. На целых восемь лет.
— В училище мы только занимались, почти не гуляли. Конечно, это тяжело: постоянно работать, учиться. Но мы все «горели» балетом, поэтому не жаловались. Ведь это красивое, но очень трудное искусство. Надо каждый день доказывать всему миру, что ты не умер, что живой. И все ученики это понимали. У артиста балета только разминка занимает три часа! — рассказывает Диана Колесникова.
— А ещё надо поддерживать форму, соблюдать диету, — уточняю я.
Балерина вновь широко улыбается, поправляет костюм и продолжает.
— Это абсолютный миф. Балерины хорошо питаются. У нас в училище было пятиразовое питание. Диетологи составляли для нас меню. Кашу варили на сгущёнке. Было много белка: рыба, мясо. Мы ели даже шоколадки. А как же иначе? Если артист не будет хорошо питаться, он просто не сможет танцевать. Весь секрет в том, что мы постоянно двигаемся. Физическая нагрузка колоссальная. Своих девочек-учениц я буквально заставляю обедать. Так и говорю: «Садитесь и ешьте при мне».
Она помнит своё первое выступление поминутно. День 25 декабря 2009 года стал дебютом будущей артистки балета — она исполняла роль Машеньки в балете «Щелкунчик» на сцене музыкального театра Республики Карелия. Прошлое вдруг смешалось с настоящим, луна встретилась с солнцем, а планеты устремили взгляд на Землю: как и много лет назад, маленькая девочка Диана вдруг увидела постановку «Щелкунчик» и заворожённо смотрела на пуанты. Ещё не понимая тогда, что вскоре главной звездой балетного небосклона станет она сама.
Ей посчастливилось работать с известными балетмейстерами, учиться у знаменитых гуру балета. В Карелии молодая балерина создала семью, на свет появилась дочка Владислава. После пяти лет работы в Сибири она решила уехать в Краснодар. Перспективы карьерногороста, овации, слава. Все двери открылись перед Дианой Колесниковой.
— Но я выбрала ребёнка. Сцена и слава жестоки. Перед артистом балета две дороги: на одной — профессия. Но тогда ты лишаешься семьи, возможно, не сможешь родить ребёнка. Да, некоторые театры даже заключают контракт с балериной, по которому она не имеет права уходить в декрет. А почему так? Потому что у артистов балета постоянные гастроли. С кем ребёнка оставлять? Я помню это время. Работа в Краснодаре, спектакль за спектаклем, бесконечные постановки. Меня вновь выручила мама, забрала дочку в Белгород, ушла с работы, чтобы сидеть с ней. А я тем временем ездила на гастроли. Это очень тяжело. Плохо себя чувствуешь, болеешь — это неважно. Ты закидываешь в себя таблетку и идёшь на сцену. В свой выходной я садилась на автобус и ехала к ребёнку, чтобы навестить семью, просто побыть дома. Я не смогла быть без дочки. Она же так и вырастет без меня. И я выбрала второй путь: пожертвовать карьерой ради семьи. Бросив всё, вернулась в Белгород, — делится воспоминаниями Диана Колесникова.
Родной город встретил балерину непросто. Профессиональная артистка классического балета не сразу нашла себя. Сначала пыталась устроиться в местные ДК, затем преподавала балет в частных школах. Всякое бывало: и радость, и минуты слабости. Однажды Диана отправилась в местный Дом офицеров и рассказала о себе. Её сразу пригласили работать у них.
— Я решила для себя: город узнает обо мне как о педагоге. Я передам свой опыт детям, и мне не будет стыдно за них. Ведь балет знаю, как азбуку, таблицу умножения. Сама, маленькими шажочками буду подниматься навстречу солнцу. Вместе с учениками. Не вижу своей жизни без балета. Даже если буду сидеть в инвалидной коляске, руками смогу объяснять и показывать детям, как надо танцевать, — делится Диана.
Так появилась «Школа классического балета» Дианы Колесниковой. За несколько лет работы ученики вместе со своим балетмейстером выезжали на многие чемпионаты и конкурсы, занимали призовые места. Отбор в школу серьёзный. Из 30 детей учиться идут только пять или шесть. Педагог тщательно отбирает кандидатов:
«Не вижу своей жизни без балета. Даже если буду сидеть в инвалидной коляске, руками смогу объяснять и показывать детям, как надо танцевать»
— Я смотрю на ребёнка и сразу вижу — возьму я его или нет. Ведь ученики, прежде всего, моё лицо как педагога. Ребёнок не обязан что‑то уметь делать, но природные данные у него должны быть. Чтобы было с чем работать. Я стараюсь учить их так, чтобы они поняли: здесь не просто нужно показывать безупречную технику исполнения. Чем сложен балет? Ты должен передать публике действие, своё настроение без слов. Горе, радость, страх, смех — донеси это до зрителя, чтобы он понял! А если ты просто исполняешь элементы и не вкладываешь душу, то это никому не будет интересно.
Мы заговорили о маленькой дочке Дианы. Влада, словно как когда‑то мама, тянется в балет. Балерина видит: у неё есть способности. Но шёпот души подсказывает: если дочка почувствует вкус сцены, то уже никогда не откажется от неё.
Надежда САУШИНА