Девять жизней не бывает…

-
Периодика
Сегодня снова наш гость рубрики «Беседы с психологом» руководитель Центра семейных консультаций Ирина Александровна Борисова, которая в рамках проекта «Новая линия родительского роста» — национального проекта «Образование», ведёт работу с родительским сообществом города и области.
Но сегодня наша встреча — тематическая и посвящена она вопросу детской безопасности, над которой Центр семейных консультаций работает уже не первый год совместно с Управлением ГИБДД Белгородской области и выбор методики работы — уникальный, не побоимся этого слова. А вот что послужило отправной точкой проекта…
— Вы сталкивались с тем, что иногда уже загорелся автомобилям сигнал двигаться, а водитель возле пешеходного перехода стоит и чего‑то ждет?
— Да, конечно, это очень раздражает…
— А давайте посмотрим с другой стороны: вот на переходе стоит стайка мальчишек, лет 7–10. Они болтают, смеются, мутузят друг друга портфелями, а как видят, что сигнал появился запрещающий — так и «рванули» через дорогу. И если бы водитель стартанул сразу, то могло случиться что угодно. Поэтому те водители, кто знает детскую психологию, сталкивались с поведением детей в жизни — никогда не будут надеяться на здравый смысл в такой ситуации у детей.
— Да, но ведь детей с детского сада в игровой форме обучают правилам поведения на дороге…
— Вот тут я бы сказала, что нужно в корне менять подход к обучению безопасности на дороге и говорить об этом необходимо на федеральном уровне! Это пространство повышенной опасности. Почему мы не устраиваем в игровой форме «безопасность на стройке» или «правила поведения на воде»? Потому что цена вопроса — жизнь. И так как изначально и родителям внушается, что это «не место для игры», то отправить плавать без спасательного жилета или нарукавников никому в голову не приходит. А дорога и детьми, и родителями воспринимается как… игра. Поэтому идут в школу дети без светоотражающей повязки, гуляют мамы с коляской в тёмное время суток без сигнальных маячков, катаются на санках возле трассы — словно это компьютерная игра, можно «пересохраниться» или «девять жизней» в запасе. Но клавиши «пересохраниться» на дороге нет! И об этом нужно повторять не только детям, но и взрослым.
— Я слышала, что у вас есть уникальная программа, которой нет ни в одном регионе России: обучение кандидатов на получение водительских прав курсу психологии поведения детей.
— Действительно, такого кроме как в нашем регионе нет, — рассказывает Ирина Александровна, — это когда психологи приходят в автошколы, чтобы рассказать курсантам — кандидатам на получение водительских прав — о детской психологии. Этот проект родился не случайно. Руководитель пресс-службы ГИБДД Елена Анатольевна Чеченева, сама очень увлекающийся психологией человек, как‑то, вздохнув, сказала, что не хватает этих знаний водителям. Нам долго раздумывать не нужно было: написали программу и вместе с ГИБДД и автошколами Белгорода начали её реализовывать. Прошли очные и дистанционные встречи, но пока их мало: сил развернуть работу не хватает, а хотелось бы, чтобы каждый курс обучающихся, прослушал каждый поток каждой автошколы. Планируем обратиться за поддержкой к Вячеславу Владимировичу Гладкову. Причём необходимо говорить не только о детской психологии, но и психологии женщин беременных и мам деток первого года жизни, когда женщина ещё отождествляет себя с младенцем и считает, что успеет увернуться вместе с коляской или другим детским транспортным средством от автомобиля на дороге.
— Вы хотите сказать, что страшные ДТП, кадры которых мы видим иногда, связаны с тем, что мама не отдает себе отчёта в поведении на дороге?
— Да, при этом, будучи за рулём автотранспортного средства, где все мысли и чаяния у неё о внимании на дорожные знаки и ситуацию, а все органы чувств там, на заднем сиденье, где в автолюльке малыш. И умению абстрагироваться за рулем от МАТЕРИНСКОГО ИНСТИНКТА — тоже нужно учить маму-водителя.
— Все о мамах, а как же папы?
— У пап другая система ценностей и приоритетов, как и другой тип реакции на ситуации, связанные с ребенком. Здесь другой аспект: придаётся много значения самостоятельности ребенка. Считают так: если ребенок может принять решение о том, что ему взять на улицу — ведёрко или лопату, также ребёнок может самостоятельно сделать выбор о том, когда отстегнуться в автокресле и оценить ситуацию со скоростью движения транспорта. Что, как вы понимаете, в корне неверно и чревато несчастными случаями. И хотелось бы ещё раз подчеркнуть: тренировочных жизней не бывает. Она, земная, одна и у нас, и у наших детей. Поэтому лучше пройти тренинг у специалиста, как только вы запланировали сесть за руль, чем потом всю жизнь корить себя за чью‑то, нечаянно отобранную.
Беседовала Елена ИВАНОВА