Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
15:37, 14 августа 2021

Девять жизней не бывает…

Девять жизней не бывает…Фото: vyboroved.ru
  • Периодика

Сегодня снова наш гость рубрики «Беседы с психологом» руководитель Центра семейных консультаций Ирина Александровна Борисова, которая в рамках проекта «Новая линия родительского роста» — национального проекта «Образование», ведёт работу с родительским сообществом города и области.

Но сегодня наша встреча — тематическая и посвящена она вопросу детской безопасности, над которой Центр семейных консультаций работает уже не первый год совместно с Управлением ГИБДД Белгородской области и выбор методики работы — уникальный, не побоимся этого слова. А вот что послужило отправной точкой проекта…

— Вы сталкивались с тем, что иногда уже загорелся автомобилям сигнал двигаться, а водитель возле пешеходного перехода стоит и чего‑то ждет?

— Да, конечно, это очень раздражает…

— А давайте посмотрим с другой стороны: вот на переходе стоит стайка мальчишек, лет 7–10. Они болтают, смеются, мутузят друг друга портфелями, а как видят, что сигнал появился запрещающий — так и «рванули» через дорогу. И если бы водитель стартанул сразу, то могло случиться что угодно. Поэтому те водители, кто знает детскую психологию, сталкивались с поведением детей в жизни — никогда не будут надеяться на здравый смысл в такой ситуации у детей.

— Да, но ведь детей с детского сада в игровой форме обучают правилам поведения на дороге…

— Вот тут я бы сказала, что нужно в корне менять подход к обучению безопасности на дороге и говорить об этом необходимо на федеральном уровне! Это пространство повышенной опасности. Почему мы не устраиваем в игровой форме «безопасность на стройке» или «правила поведения на воде»? Потому что цена вопроса — жизнь. И так как изначально и родителям внушается, что это «не место для игры», то отправить плавать без спасательного жилета или нарукавников никому в голову не приходит. А дорога и детьми, и родителями воспринимается как… игра. Поэтому идут в школу дети без светоотражающей повязки, гуляют мамы с коляской в тёмное время суток без сигнальных маячков, катаются на санках возле трассы — словно это компьютерная игра, можно «пересохраниться» или «девять жизней» в запасе. Но клавиши «пересохраниться» на дороге нет! И об этом нужно повторять не только детям, но и взрослым.

— Я слышала, что у вас есть уникальная программа, которой нет ни в одном регионе России: обучение кандидатов на получение водительских прав курсу психологии поведения детей.

— Действительно, такого кроме как в нашем регионе нет, — рассказывает Ирина Александровна, — это когда психологи приходят в автошколы, чтобы рассказать курсантам — кандидатам на получение водительских прав — о детской психологии. Этот проект родился не случайно. Руководитель пресс-службы ГИБДД Елена Анатольевна Чеченева, сама очень увлекающийся психологией человек, как‑то, вздохнув, сказала, что не хватает этих знаний водителям. Нам долго раздумывать не нужно было: написали программу и вместе с ГИБДД и автошколами Белгорода начали её реализовывать. Прошли очные и дистанционные встречи, но пока их мало: сил развернуть работу не хватает, а хотелось бы, чтобы каждый курс обучающихся, прослушал каждый поток каждой автошколы. Планируем обратиться за поддержкой к Вячеславу Владимировичу Гладкову. Причём необходимо говорить не только о детской психологии, но и психологии женщин беременных и мам деток первого года жизни, когда женщина ещё отождествляет себя с младенцем и считает, что успеет увернуться вместе с коляской или другим детским транспортным средством от автомобиля на дороге.

— Вы хотите сказать, что страшные ДТП, кадры которых мы видим иногда, связаны с тем, что мама не отдает себе отчёта в поведении на дороге?

— Да, при этом, будучи за рулём автотранспортного средства, где все мысли и чаяния у неё о внимании на дорожные знаки и ситуацию, а все органы чувств там, на заднем сиденье, где в автолюльке малыш. И умению абстрагироваться за рулем от МАТЕРИНСКОГО ИНСТИНКТА — тоже нужно учить маму-водителя.

— Все о мамах, а как же папы?

— У пап другая система ценностей и приоритетов, как и другой тип реакции на ситуации, связанные с ребенком. Здесь другой аспект: придаётся много значения самостоятельности ребенка. Считают так: если ребенок может принять решение о том, что ему взять на улицу — ведёрко или лопату, также ребёнок может самостоятельно сделать выбор о том, когда отстегнуться в автокресле и оценить ситуацию со скоростью движения транспорта. Что, как вы понимаете, в корне неверно и чревато несчастными случаями. И хотелось бы ещё раз подчеркнуть: тренировочных жизней не бывает. Она, земная, одна и у нас, и у наших детей. Поэтому лучше пройти тренинг у специалиста, как только вы запланировали сесть за руль, чем потом всю жизнь корить себя за чью‑то, нечаянно отобранную.

Беседовала Елена ИВАНОВА

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×