Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
09:24, 26 сентября 2021

Высокое призвание — учитель

Высокое призвание — учитель
  • Периодика

145 лет назад по распоряжению Министерства народного просвещения в Белгороде, уездном городе Курской губернии, был торжественно открыт учительский институт, которому в будущем было суждено стать неотъемлемой частью истории города.

Помещение для первого в городе института было выделено почётным гражданином Белгорода, купцом М.В. Мачуриным. Оно находилось на северо-западном углу улиц Вокзальной и Сергиевской (ныне Преображенской). Сегодня здание бывшего учительского института можно увидеть на старинной открытке в экспозиции Белгородского государственного историко-краеведческого музея.

Все преподаватели имели высшее образование, обладали высокой педагогической квалификацией.

Стать студентом Белгородского учительского института в те годы было трудно. В институт принимали только православных юношей не моложе 16 лет. От абитуриентов требовалось сдать восемь вступительных экзаменов. Комиссия тщательно проверяла их знания по закону божьему, русскому языку, истории, географии, естествознанию, физике, геометрии и арифметике. Кроме того, поступающие проходили осмотр у доктора, чтобы подтвердить отсутствие болезней, препятствующих исполнять учительские обязанности и обучаться военной гимнастике.

„В конце XIX века конкурс на поступление был довольно высоким. Как пишет в своих воспоминаниях, хранящихся в фондах Белгородского государственного историкокраеведческого музея, Михаил Михайлович Рыбалкин, бывший студент учительского института, молодёжи, стремившейся к знаниям, было много. В 1893 году прибыло на экзамены 172 юноши на 13 имевшихся мест, а в следующем году аналогичные числа были — 122 к 14“.

Высокое призвание — учитель - Изображение

В Белгородском учительском институте студенты изучали закон божий, церковнославянское чтение, геометрию, историю, географию, черчение, рисование, чистописание, педагогику и дидактику; на пение и гимнастику отводились часы во внеклассное время.

Особое внимание уделялось изучению арифметики, русского языка и литературы, а также решению задач и примеров, грамматическому разбору, сочинениям. При изучении естествоведения проводились экскурсии, практические работы на опытническом участке, метеорологические наблюдения. Студенты по всем предметам писали рефераты, которые обсуждались во время занятий. Учебный год завершался переводными экзаменами по всем предметам. По окончании трёхгодичного курса обучения выпускники получали звание учителей городских училищ.

В 1878 году при учительском институте и в одном с ним здании было открыто двухклассное городское училище, где обучалось 62 учащихся. На его базе под руководством директора и преподавателей студенты третьего курса проходили педагогическую практику. Институт и училище финансировались из государственной казны и подчинялись попечителю Харьковского учебного округа. Обучение было платным: для студентов – 40 рублей, для учащихся городского училища – 12 рублей в год.

Директор, учителя, эконом и письмоводитель занимали небольшие квартиры при институте. Студенты размещались в интернате, здание которого в 1905 году сгорело. После пожара молодые люди, получая стипендию 20 рублей в месяц, жили на частных квартирах.

В 1910 году при институте открылся литературно-историко-краеведческий музей. Экспозиция формировалась силами педагогического общества, студентов и учащихся. Так, коллекция музея пополнилась частями скелета мамонта, множеством старинных монет и костюмов, одеждой XIX века, картинами, учебно-наглядными пособиями по истории, географии, естественным наукам, произведениями русских писателей и поэтов, а также минералами, чучелами птиц, животных и другими предметами.

Перемены в жизни учительского института наступили с приходом к власти большевиков. В 1919 году по распоряжению Народного Комиссариата Просвещения РСФСР он был преобразован в педагогический институт народного образования.

С 1922 года институт размещался в здании бывшей женской гимназии (ныне лицей № 9 на Народном бульваре).

«Первым директором Белгородского учительского института стал коллежский советник, педагог и редактор Павел Емельянович Рощин. 26 сентября 1876 года в Белгородском учительском институте приступили к занятиям 25 студентов-первокурсников. В разные годы количество студентов менялось: в 1880-х годах до 75 человек, в начале XX века – 30–40 человек, в 1913 году – 45, в 1916 – 60»,

Высокое призвание — учитель - Изображение

Теперь это было высшее учебное заведение с четырьмя отделениями и сроком обучения четыре года. В институт принимали до 200 студентов вне зависимости от пола, от 17 до 35 лет на основании собеседования по арифметике, алгебре, геометрии, физике, русскому языку, географии и истории.

Кроме учителей для средней школы, институт выпускал организаторов и руководителей сельских клубов, библиотек, музеев, изб-читален, соединяя в себе педагогический институт и институт культуры.

В тяжёлые годы немецко-фашистской оккупации институт эвакуировали в город Гурьев Казахской ССР. После освобождения продолжить подготовку будущих педагогов в Белгороде было невозможно. В городе, разрушенном фашистами практически до основания, не было подходящего помещения. Поэтому в июне 1944 года институт перевели в Старый Оскол. Были открыты физико-математическое, естественно-географическое, историческое и филологическое отделения.

В 1957 году, в статусе государственного педагогического, институт был переведён в ставший областным центром Белгород.

Вначале он размещался в здании бывшей мужской гимназии на улице Коммунистической (ныне Преображенской), а в 1966 году переехал в новый специально для него построенный корпус на улице Жданова (ныне Студенческая). Здесь открылся биолого-химический факультет и факультет физического воспитания. Об этом важном периоде в истории института рассказывают фотографии, хранящиеся в фондах Белгородского государственного историко-краеведческого музея.

В 1994 году Белгородский государственный педагогический институт имени М.С. Ольминского (имя знаменитого публициста, историка и литературоведа было присвоено вузу в 1967 году) получил статус университета.

В 2000-е годы университет постепенно становится учебно-научным и культурным центром региона, здесь открываются новые факультеты и кафедры самых современных и востребованных направлений и специальностей.

Сегодня Белгородский государственный национальный исследовательский университет стал крупнейшим образовательным, научным и культурным центром не только Белгородчины, но и России. Он объединяет молодёжь из различных регионов нашей страны, а также десятков стран мира, продолжая традиции Белгородского учительского института.

Наталья ВУС

Высокое призвание — учитель - Изображение
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×