Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:

Цифровой полигон

Белгородская область — это пилотная площадка для многих проектов в области медицины. Технологии апробируются здесь, а уже потом внедряются в другие регионы страны.

Электронный рецепт

Этот сервис первым появился в Белгородской области.

— В конце 2019 года — начале 2020 его доработали, — поделилась с корреспрондентом «Нашего Белгорода» заместитель начальника департамента здравоохранения Елена Андронова. — Это был первый этап развития сервиса. В начале этого года у пациентов с хроническими заболеваниями появилась возможность дистанционного продления электронного рецепта. Врач делает всё удалённо. Это разгружает специалистов, также удобно людям, которые не очень хорошо себя чувствуют, не имеют возможности прийти в больницу. Это второй этап развития сервиса. Третий на данный момент в разработке. Внедряется возможность дистанционно выписать электронный рецепт с доставкой льготных препаратов на дом. Сервис пилотируется на городской поликлинике. Пока что поступило 30 заявок. Как только жители региона почувствуют удобство этого сервиса, он будет более востребован. Есть пациенты, которым привычнее сходить в аптеку. Электронный рецепт не подменяет бумажный. Мы даём варианты населению. Люди могут делать так, как им проще и удобнее на данный момент. Электронный рецепт ведётся в медицинской информационной системе как электронный документ. Специалист при необходимости распечатывает его и отдаёт человеку. Провизор в аптеке считывает QR-код и видит препарат, который нужно выдать.

«На данный момент почти 60 процентов это электронные рецепты. Работа сервиса начиналась с 10–15 процентов. Ежемесячно не менее 60–65 тысяч рецептов выписывается в электронном виде»

Дистанционное закрытие больничных листов

В 2020 году было реализовано дистанционное открытие двухнедельного больничного пациентам, контактировавшим с больным COVID-19. В 2021 появилась возможность дистанционного закрытия больничных листов. Елена Андронова рассказала, как работает сервис:

— На сайте электронной регистратуры в личном кабинете пациента видны все его активные больничные листы. В специальной анкете нужно заполнить данные о своём самочувствии. После этого заявка уходит в медицинскую организацию. Лечащий врач определяет, можно ли дистанционно закрыть больничный. Всё зависит от заболевания пациента. Тут есть несколько вариантов. Первый — специалист закрывает больничный лист. Второй — врач связывается с вами и проводит телемедицинскую консультацию. Для этого используется любой способ связи. Третий вариант — вам всё‑таки назначают встречу. Для многих заболеваний необходим именно очный осмотр. Сервис реализуется с девятого ноября. За месяц у нас поступило шестьсот тридцать восемь заявок на закрытие. Из них девяносто два процента реализованы. Остальные восемь — отказы. Эти люди были приглашены на очный визит. Сервис дистанционного закрытия больничных листов минимизирует посещение медицинского учреждения, уменьшаются очереди.

Обучение специалистов

Технологии внедряют, они активно развиваются. А готовы ли люди принять их? Речь идёт о тех, кто будет использовать электронные инструменты на практике: врачи и медперсонал. Среди них есть старшее поколение, люди предпенсионного и пенсионного возраста, а именно — от 25 до 30 процентов среди всех специалистов. Это немалая доля.

Елена Алексеевна рассказала об этой ситуации:

— Не всегда легко и просто люди принимают новое. Иногда среди сотрудников проявляется инертность к реализации и внедрению цифровых технологий. У нас проходят еженедельные видеосовещания. Мы стараемся собрать не только медиков, но и IT-специалистов. Совместно обсуждаются вопросы обучения, проведения вебинаров. Видеоуроки дают возможность неоднократно просматривать их, отвечать на свои же вопросы. У нас налажен тесный контакт с разработчиками всех электронных сервисов. Врач может задать технической поддержке вопрос. Ответ придёт быстро и оперативно от МИАЦ — Медицинского информационно-аналитического центра. Это подведомственное учреждение создано для того, чтобы заниматься аналитикой, мониторингом и внедрением информационных технологий. Специалисты центра выезжают в больницы и объясняют, как пользоваться программами. Медикам работать становится проще, когда есть поддержка цифровых сервисов.

Конечно же, нельзя сейчас не говорить о подготовке молодых специалистов. Учить их нужно уже сейчас, пока они студенты.

— Мы взаимодействуем с образовательными учреждениями. Направление цифровизации входит в блок программы обучения, — отметила Елена Андронова. — Но это для того, чтобы студенты были уверенными пользователями компьютера и интернет-пространства. Во время практики и стажировки они учатся пользоваться цифровыми сервисами. Работа в практической медицине — это самая лучшая возможность понять, как работают цифровые технологии в области здравоохранения. У нас уже есть предложения по доработке цифровой системы от молодых специалистов, которые только учатся. 

Цифровой полигон - Изображение

Искусственный интеллект

На протяжении нескольких лет в нашем регионе идёт обсуждение в медицинском сообществе вопроса о применении искусственного интеллекта на практике как второго мнения, подсказки для врача. Это не будущее, технология уже работает в Белгородской области.

— Мы это реализовали ещё в две тысячи двадцатом году. Сервис ЦАМИ — Центральный архив медицинских изображений, — поделилась заместитель начальника департамента здравоохранения. — Снимки направляются сюда из любой точки региона, из любой медицинской организации. Архив расположен на сервере ЦОДа — Центра обработки данных. Он объединяет медицинские информационные системы лечебно-профилактических учреждений в единую региональную информационную систему. Изображение поступает в областную клиническую больницу. Там специалисты третьего уровня осуществляют анализ, используя в том числе определённые нейронные связи. Искусственный интеллект помогает определить по КТ-снимкам наличие COVID-19, пневмонии, повышается точность диагноза. Но нейронные связи не могут подменить мнение врача. Это дело будущего. Думаю, что в ближайшие пару-тройку лет эта тема получит интенсивное развитие.

«Оперативно был реализован сервис передачи результатов ПЦР-тестирования в другие цифровые сервисы. За 2021 год передано более 300 тысяч результатов. На доставку биоматериала даётся 24 часа, ещё 24 — на исследование. В течение следующих суток информация появляется на портале Госуслуг»

Электронная справка для школьников

Справка об освобождения от школы на период заболевания теперь доступна в электронном виде. В Белгородской области сервис пилотируется на площадке детской поликлиники №1. Елена Андронова рассказала подробнее об этой услуге:

— Родители приходят к педиатру. Ребёнка осматривают. Врач заполняет данные в медицинской информационной системе (МИС). Карту амбулаторного больного отправляют в другую информационную систему — «Виртуальная школа». Преподаватель видит, что ребёнок приходил к врачу, у него такая болезнь. Это аналог электронного больничного. Не нужно будет приходить, брать бумажную справку.

Скорая помощь

В Белгородской области централизована служба скорой помощи. У нас существует единый диспетчерский центр.

— Пока врач едет на вызов, в планшете, который подключён к МИС, видна вся информация о пациенте, — поделилась Елена Алексеевна. — Специалист уже понимает, чем болел человек, какие у него могут быть осложнения. Если принимается решение о госпитализации, то в планшете виден свободный коечный фонд. Сейчас апробируется возможность видеть и свободный коечный фонд с кислородной подводкой.

В процессе цифровизации активно участвуют как студенты, так и ветераны медицины. Регион идёт путём быстрого и интенсивного внедрения цифровых технологий. За последние годы значительно ускорилось взаимодействие врача с пациентом. Белгородская область определена как пилотная площадка, полигон для внедрения цифровых технологий. Это говорит о высоком уровне подготовки наших специалистов.

Кирилл МУСАЕВ
ФОТО ПРЕСС-СЛУЖБЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×