OrderedDict([('id', 90968), ('image', 'https://www.belnovosti.ru/media/filer_public/96/13/96138b5d-2948-4d27-a857-45d59866ab57/bespilotnik_razrabotannyi_v_innovatsionnom_tsentre_biriuch.jpg'), ('file', 'filer_public/96/13/96138b5d-2948-4d27-a857-45d59866ab57/bespilotnik_razrabotannyi_v_innovatsionnom_tsentre_biriuch.jpg'), ('original_filename', 'Беспилотник, разработанный в инновационном центре Бирюч.jpg'), ('file_size', 146104), ('author', 'hi-fly.ru'), ('name', ''), ('default_caption', 'Беспилотник, разработанный в инновационном центре Бирюч'), ('alt', ''), ('description', ''), ('subject_location', ''), ('mime_type', 'image/jpeg'), ('order', 1), ('key', None), ('entity', 112133)])Наука
Нужен ли нам умный транспорт? Отвечает доцент Белгородского университета
Наш ликбез
Вместе с экспертами разбираемся, с какими проблемами мы можем столкнуться при внедрении новых технологий в повседневную жизнь.
Российское общество «Знание» продолжает реализацию образовательного проекта, цель которого – объединить лучших лекторов страны и дать всем желающим возможность услышать лучших российских экспертов, выступающих на самые разные темы. 29 сентября в Центре молодёжных инициатив в Белгороде выступила кандидат технических наук, доцент БГТУ им. В.Г. Шухова Елена Дуганова. Её лекция была посвящена цифровым технологиям в транспорте, а также этическим проблемам внедрения роботов в нашу жизнь.
— С приходом цифровых технологий в сферу транспорта мы оказались на развилке, и в зависимости от того, какую дорогу мы предпочтём, определится наше будущее. Нужно привлекать студентов для того, чтобы они получали эти знания, тем самым вызывая интерес у общественности к вопросам цифровизации транспорта. Наше «завтра» должны будут как раз выбирать эти студенты, – объясняет актуальность темы Елена Дуганова.
Какие же проблемы нам готовит наступление технического прогресса?
Готовность к будущему
Сегодняшний мир переполнен информацией: мы не можем знать всё, что происходит вокруг, а самое главное – зачастую не успеваем как следует это осмыслить, сформировать своё мнение и отношение к новинкам, которые сыплются на нас как снег на голову. Как бы ни было сложно, считает Елена, следует держаться на волне прогресса, овладевать актуальными знаниями и стараться находить решения там, где другие видят трудности.
— Очевидно, нас ждёт нелёгкий, но наверняка безумно увлекательный путь. Необходимо понимать, что нам придётся пересмотреть взгляды на многие события и что некоторые привычные вещи исчезнут из нашей жизни, но появится много новых возможностей. Даже нам, преподавателям, приходится изучать много новой информации, осваивать новые методики, понятия и всё время продолжать своё обучение, – говорит Елена Дуганова.
В числе абсолютно новых – проблема внедрения на дорогах беспилотных автомобилей и всё более широкое распространение в нашей жизни систем искусственного интеллекта. Ещё до появления робототехники писатели-фантасты размышляли о том, смогут ли люди уживаться рядом с умными технологиями и какое влияние роботы окажут на нашу жизнь. Сейчас проблемой этичности создания новых изобретений занимаются целые отделы.
— Во многих странах стали запрещать или существенно ограничивать применение технологий, если потенциальный вред от них превышает потенциальную пользу. Неэтичность обработки данных и внедрение цифровых технологий может быть достаточным поводом для отказа от их использования, хотя бы временно. Создаются этические кодексы и нормативные документы, появляются новые профессии: руководители по этике искусственного интеллекта, data protection officer, которые отвечают за сохранность и этичность использования персональных данных, – рассказала лектор.
Защита цифрового суверенитета
Доступность персональных данных для крупных компаний представляет большие риски и открывает возможность для различного рода недобросовестных манипуляций. Елена подтверждает этот тезис и добавляет, что проблема остро стоит и в области применения искусственного интеллекта. По мнению Дугановой, при разработке цифровых решений российским разработчикам следует аккуратно использовать зарубежные достижения, так как заимствования могут поставить нашу страну в уязвимое положение и подвергнуть наши данные рискам утечки. События сегодняшних дней заставили задуматься об импортозамещении и независимости во всех отраслях жизни.
— Для России ориентироваться на другие страны в развитии транспортной отрасли, конечно, целесообразно, но копирование зарубежных разработок без учёта наших ментальных особенностей или использование иностранных продуктов вместо создания собственных уникальных разработок может привести к негативным последствиям. Технологии, применяемые в разработке беспилотников, позволяют производить удалённый мониторинг, а также производить обновление ПО дистанционно. Так как у нас много автомобилей иностранного производства, то зарубежные компании будут иметь полноценный доступ к транспортной инфраструктуре России. Таким образом, мы должны быть готовы к тому, что цифровой суверенитет страны может быть нарушен и таким способом, – считает Елена Дуганова.

Кто главный на дороге?
Как известно, у многих автолюбителей есть собственная философия вождения, а споры и конфликты на дорогах – будни водителей. Но можно ли поспорить с роботом? Как вообще соседствовать с ним на дорогах? Елена считает, что на данный момент никак. Имеющиеся разработки в этой сфере подразумевают существование кого‑то одного.
— Цифровизация услуг может привести к дискриминации отдельных уязвимых групп населения, если не принимать определённые меры по снижению этого риска, – объясняет она. – Внедрение искусственного интеллекта в беспилотники может привести к тяжким последствиям, связанным с угрозой жизни и здоровью людей. Сама по себе технология может быть безопасной, надёжной, устойчивой, но, например, уже её внедрение – порождать риски безработицы, экологические риски.
Прогресс прогрессу – враг?
Ещё одна дилемма, которую нам предстоит решить, как считает спикер, это вопрос человеческого фактора в создании машин: не замедлят ли новые технологии общий прогресс и не снизят ли человеческую мотивацию?
— Все существенные конструкторские разработки приходят из автоспорта. Вечная конкуренция команд Формулы-1 заставляет конструкторов всё время дорабатывать и совершенствовать свои автомобили. Новые болиды создаются благодаря эффективной работе в тандеме с пилотом, который подробно рассказывает свои ощущения на том или иной участке дороге. Именно так происходит настройка и поиск возможных технических улучшений автомобиля. Машина делает то, что делает исключительно благодаря гонщику в автомобиле, – объясняет Елена. – Важно не забывать, что весь существующий автопром создавался людьми, которые жили автомобилями и любили их. Генри Форд говорил: «При наличии энтузиазма вы можете достичь всего. Энтузиазм – это краеугольный камень всего прогресса. Только с ним возможен успех, без него у вас есть только возможности». Сейчас автомобили проектируют и создают менеджеры, цель которых – максимизировать количество услуг и сервисов с приходом беспилотников. Нужно понимать, что в какой‑то момент мы можем столкнуться с тем, что автомобили конструктивно перестанут совершенствоваться. При утрате навыков вождения будет становиться всё меньше автомобильных энтузиастов, будет сложно получать обратную связь, дорабатывать и исследовать автомобили.
Так нужен или нет?
При анализе тезисов лекции встаёт закономерный вопрос: «А надо ли оно нам?». Определенно, да. Как уже говорилось, следует видеть в проблемах не тормозящие факторы, а скорее, учитывать их при новых разработках. Наличие проблемы предполагает и наличие решения, но то, что будущее за умным транспортом, мало у кого вызывает сомнения. Лекция Елены Дугановой посвящена как раз объяснению этого тезиса.
— Беспилотники уже используются в важных для общества сферах, в том числе и в Белгородской области. Инновационный центр «Бирюч» уже тестирует умных перевозчиков для доставки грузов медицинской и спасательной служб, а также транспортных компаний. Кроме того, производитель заявляет, что на данный момент доля отечественных комплектующих составляет 70%, и в ближайшем будущем планируется полностью заменить импортные детали, что решит проблему вмешательства в цифровой суверенитет. Остаётся надеяться, что сами люди будут готовы принять новую реальность, которая уже не так далеко, как нам кажется, – резюмировала Елена Дуганова.
Записал Никита Мигулин