OrderedDict([('id', 91396), ('image', 'https://www.belnovosti.ru/media/filer_public/06/5d/065dedf0-54e2-4bc5-8e57-4da902160713/img_6035.jpg'), ('file', 'filer_public/06/5d/065dedf0-54e2-4bc5-8e57-4da902160713/img_6035.jpg'), ('original_filename', '+IMG_6035.jpg'), ('file_size', 14658236), ('author', 'Наталья Харитошкина'), ('name', ''), ('default_caption', 'Выставка Сергея Венявского в Белгородской научной библиотеке'), ('alt', ''), ('description', ''), ('subject_location', ''), ('mime_type', 'image/jpeg'), ('order', 1), ('key', None), ('entity', 112351)])Культура
Сергей Венявский: «Я показываю миру то, что происходит на самом деле»
7 ноября в Белгородской универсальной научной библиотеке открылась выставка «Мариуполь–2022» российского фотожурналиста Сергея Венявского.
Шебекино похож на Мариуполь?
Выставка уже экспонировалась в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове, Мелитополе и, наконец, добралась до Белгорода, что неслучайно. Сергей Венявский пояснил, что Белгород стал для него центром притяжения из‑за происходящих здесь событий, и ему хотелось бы отразить их в своих фотографиях, а затем организовать фотовыставку «Белгород прифронтовой». Экспозицию планируют представить в декабре этого года, а сам Венявский считает, что между районами Белгородской области и окрестностями Мариуполя можно провести параллели:
— У вас очень красивый город, и мне жаль, что Белгород стал прифронтовым. Шебекино мне даже немного напомнил Мариуполь, особенно в районе рынков, подвергшихся обстрелам. Царство Небесное погибшим, скорейшего выздоровления раненым. Очень хочется, чтобы вас никогда не касалась война. Я надеюсь, что скоро всё это закончится, – обратился он к белгородцам во вступительном слове.
Своими впечатлениями об экспозиции поделилась председатель регионального отделения Союза писателей России Вера Кобзарь:
— Выставка, конечно, тяжёлая для восприятия, но она должна быть, – рассказывает она. – Здесь не показано поле боя, но показан тыл и то, как люди это всё переживают, как тяжело, когда нет крова над головой, разрушаются ценности и памятники культуры. Эта выставка должна пройти по многим городам.
Опасное ремесло
Писатель Геннадий Алёхин, посетивший выставку, признался, что знаком с Сергеем уже более 20 лет – со времён Второй чеченской кампании, куда Венявский приехал ещё молодым парнем. Алёхин отметил, что сразу распознал в молодом фотографе настырность и задор, и это подкупило его ещё тогда. По словам писателя, Венявский занимается опасным, но чрезвычайно важным делом:
— Сергей как журналист показывает события с определённого ракурса – «мирные жители на войне и после войны: последствия, ощущения, детали». Не каждый фотограф за это берётся. У человека есть идея, что видно по этой выставке, – считает он.
Сергей Венявский специализируется на освещении общественных и политических событий, терактов, катастроф и локальных конфликтов. За свою рискованную службу он был отмечен ведомственными наградами МВД, МО, МЧС и ОДКБ. Его таланты признают и коллеги по ремеслу: Венявский – победитель многочисленных фотоконкурсов. Весной этого года его признали одним из 100 лучших мировых фотографов, снимающих в репортажном жанре. Он работает в зоне СВО с февраля и за это время запечатлел освобождённые территории от Донецка до Херсона.
По мнению председателя Общественной палаты Белгородской области, директора научной библиотеки Надежды Рожковой, кадры, снятые в Мариуполе, представляют историческую ценность и имеют важную миссию:
— По лицам мариупольцев на фотографиях мы можем ощутить ту боль и ужас, который приносит война, – считает она. – Я разговаривала с Сергеем Константиновичем до открытия выставки, и у него прозвучала замечательная фраза: «Нужно, чтобы как можно больше молодёжи посмотрело эту выставку». Нужно понимать, что мы можем противодействовать этому тем, что мы вместе, едины и помогаем всем, кто попал в тяжёлую ситуацию.
В каждом кадре своя история
Выставка состоит из более полусотни работ, в каждой из которых своя история. По словам автора, это всего полпроцента от того, что лежит у него в архивах.
— Борьба за воду, животный мир, который переживает трагедию наравне с людьми, фотография с высоты птичьего полёта, когда прямо через тебя летят ракеты, чтобы выбить с территории «Азовстали» боевиков, – рассказывает Сергей о кадрах, которым ещё предстоит увидеть свет. Своей задачей он считает отображение «послесловия войны». Говоря о своём подходе к фотографии, он ссылается на Хартию журналистской этики:
— Я показываю миру то, что происходит на самом деле. Надо помнить о том, что фотограф – это летописец.
Сергей Константинович охотно делился воспоминаниями о том, в каких обстоятельствах были сделаны те или иные кадры:
— Первым человеком, с которым я пообщался в Мариуполе 7 мая 2022 года, была женщина. Она подошла к нашей машине и сказала: «Сынок, нет ли у тебя хлебушка?». Я был в шоке, полез за кошельком, пытаясь дать ей денег. Она объяснила: «Ой, не надо – у нас нет магазинов, и ничего не работает».
Многие судьбы и имена Сергей помнит так подробно, будто это было вчера. Эти случаи не могут не врезаться в память, потому что в каждой из историй – отголоски чьей‑то поломанной судьбы.
— Владимир Павлович и Иванка – муж и жена. Их сын давно уехал в другой регион России. Я пытался им объяснить, чтобы они поступили так же, на что услышал: «Нет, это наш дом, мы его построили и никуда не уедем». Они сложили у себя дома буржуйку, кипятят воду и готовят на ней; о том, чтобы помыться, естественно, даже не думают. Для отопления собирали газеты, макулатуру. Деревья пилить в то время было нельзя, потому что всё было заминировано, – рассказывает Сергей.
Символ освобождённого города
Самым удачным снимком Венявский считает фотографию уличного кота, который попался ему в развалинах города. Встреча с котом, как и само животное, показалось ему ярким символом:
— Меня медики и военные предупредили: если в Мариуполе тебя укусит животное, надо срочно сдавать анализы, потому что может случиться, что оно полакомилось трупом. Кот выбежал и начал тереться о ноги. Хотел отнести его к волонтёрам, однако он убежал. Жена дала ему прозвище – кот Марик. В принципе, все говорят, что это символ Мариуполя – побитый, зачуханный, но не сдавшийся кот.
Окрестности освобождённого города Сергей снимал около месяца. По словам Венявского, эта поездка многому его научила:
— В Мариуполе я стал ценить воду, здоровье, смотреть по сторонам и под ноги. Понял, что психологию надо учить на войне, потому что там человек открывает все свои плохие и хорошие качества.
Самый патриотический регион России
Венявский планирует вернуться в Белгород с новой выставкой, чтобы показать наш город со всех сторон. Однако даже в эту поездку фотограф успел составить мнение насчёт здешних мест. В своём репортаже он так отзывается о нашем городе: «Первое, что бросается в глаза, – чистота и красота улиц, переулков и улочек. Белгород – идеально чистый город, а ещё здесь очень красивая архитектура и большое количество всевозможных лавочек, на которые можно присесть и отдохнуть».
Также Сергей отметил храбрость и стойкость белгородцев, назвав их настоящими патриотами.
«Начиная с апреля и по сегодняшний день, город и близлежащие населённые пункты систематически подвергаются обстрелам со стороны Украины, – пишет он. – Белгородская область, наверное, самый патриотический регион России – здесь особое отношение к специальной военной операции, к военным и беженцам».
Благодаря коллегам журналист пообщался в Белгороде с военными лётчиками.
— Разумеется, с пилотами, участвующими в боевых действиях, разговаривать можно только обезличенно и дозированно, но я всё равно получил огромное удовольствие от общения, – вспоминает он.
Прочесть полную версию репортажа, а заодно увидеть Белгород через объектив Сергея Венявского можно на сайте издания «Российское фото». А выставка «Мариуполь – 2022» будет открыта в научной библиотеке до 7 декабря.
Никита Мигулин