Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
12:25, 21 ноября 2022
 1949

«В творчестве я абсолютно свободен». Интервью с белгородским писателем Евгением Толмачёвым

«В творчестве я абсолютно свободен». Интервью с белгородским писателем Евгением ТолмачёвымБелгородский писатель - Евгений ТолмачёвФото: из архива Евгения Толмачёва
  • Интервью

Белгородец Евгений Толмачёв занимается писательством с юношеских лет. Он начал публиковаться в 2011 году, однако, по собственному признанию, пишет уже более 17 лет. Его заслуги отмечены на международном и всероссийском уровне, а рассказы находят отклик в сердцах людей разных занятий и судеб. В том числе и потому, что и герои его произведений – личности совершенно разные, но близкие и знакомые каждому. Мы поговорили с Евгением о литературе, его произведениях, творческих наставниках и роли писателя в общественной жизни

— Евгений, как бы вы охарактеризовали роль и место писателей в наше время?
— Во все времена писатель на Руси был голосом эпохи. Наше время можно назвать противоречивым: мир стремительно меняется, меняются в каком‑то смысле люди, их взгляды, образ жизни. Сама жизнь проходит на высоких скоростях, зарождаются новые смыслы. Вечными им предстоит стать или нет – другой вопрос. Поэтому роль писателя сегодня должна быть одной из важнейших, ведь литература – это исследование жизни через творчество. Но, по моему мнению, то ли тотальное потребительство, то ли существует иная причина, в общем, какая‑то сила отодвинула писателя в сторонку. Так не должно быть. Никого не хочу обидеть, но что мы видим? Вручаются премии, гранты за разные инициативы и достижения (не всегда существенные), щедро поощряют спортсменов, а на писателя свет софитов не льётся потоками. 
— Как считаете, с чем связано такое положение?
— Можно, конечно, объяснять ситуацию тем, что у нас нет творческой молодёжи, но это не так! Она есть, просто её поддерживать нужно. В НИУ «БелГУ» под руководством ректора Олега Полухина реализуется проект «Создание креативных пространств в молодёжной среде», работает литературная мастерская совместно с творческими союзами региона. Университет издаёт литературные альманахи, проводит конкурсы.
— Писать – это потребность или работа?
— Сегодня практически невозможно жить за счёт творчества. Особенно в провинции. Для меня литература – призвание, работа для души. Писать – скорее, потребность в возвышенном. В творчестве я абсолютно свободен, у меня нет ни начальства, ни распорядка.
— Насколько, по вашему мнению, в Белгороде развита писательская школа?
— Не люблю давать оценки. У нас работают творческие союзы.
— Писатель и государство: в каких они должны быть отношениях?
— Помните, в каких отношения с государством, властью были Радищев, Пушкин, Лев Толстой и Алексей Толстой, написавший «Хождение по мукам», Шолохов и Паустовский? Главное – любить свою Родину. У кого‑то любовь к Родине начинается с природы, кому‑то важна политическая борьба, быть с народом. Сегодня и писатели идут в политику. Если политика не сказывается дурно на творчестве, то ничего плохого не вижу. Главное определить для себя, кто ты – писатель или политик. А вообще, это полемический вопрос.
— Какие главные темы вашего творчества?
— Темы подсказывает сама жизнь, их много. Сейчас работаю над рассказом, в котором одна из главных тем – поиск своего пути. Никогда не ставлю цель «а напишу‑ка я рассказ на тему…». Уверен, что в таком случае ничего толкового не получится. Жизнь должна быть над книгой, а не наоборот. Помните, как Александр Сергеевич Пушкин в одном из писем изумлялся, какую штуку выкинула его Татьяна? Вот об этом я говорю. Вглядитесь в облетающий осенний лес, опишите его, а потом удивитесь, что написали рассказ на вечную тему.
 – Кто ваш читатель?
— Читатели у меня разные. Это и военный, и учитель, и предприниматель. Как‑то на своей странице опубликовал рассказ «Лето нашей жизни», написанный буквально за час. Короткий рассказик. И буквально сразу мне стали приходить сообщения с благодарностью. Понял почему. Потому что через свой жизненный опыт удалось рассказать о близком каждому человеку – о бесценности и быстротечности молодости…
— Помимо писательства вы работаете корреспондентом. Скажите, в чём принципиальное отличие литературы от журналистики? Как это совмещаете?
— Да, работаю корреспондентом департамента информационной политики НИУ «БелГУ». Художественная литература отличается от журналистики множеством признаков и черт. Один из них – привязанность журналиста к инфоповодам. Лично меня журналистская профессия научила отсекать лишнее.
 

Сборник рассказов "Разные судьбы" Сборник рассказов "Разные судьбы" / Фото: из архива Евгения Толмачёва

— Расскажите про участие в литературных конкурсах. Ваши впечатления?
— Много участвовал. Были победы и на региональном, и на всероссийском, и на международном уровне. Это – «Сестра таланта», «Восхождение», «Хрустальный родник» и другие. Неоценимый опыт. То же самое могу сказать и про литературные семинары. Прекрасный семинар провёл Центр «Глубинка» и Союз российских писателей в Спасском-Лутовиново. Для нас, молодёжи, прошедшей отбор, известные российские писатели проводили мастер-классы. Узнал много нового. Кстати, тогда удалось выиграть грант на издание книги, которую назвал «Разные судьбы». Это сборник рассказов, в который включил 33 произведения. В основном раздариваю. Могу и вам подарить.
— Перечитываете свои первые труды? Как к ним относитесь спустя время?
— Часто редактирую ранние произведения. В 20 лет у меня начался период поиска себя. Радостный и печальный период. Были неудачные пробы пера, хотя были и удачные. Помню, написал рассказ «Миллионер», который взяла «Новая Юность» и наша газета «Смена». Перечитывая рассказ сегодня, удивляюсь, как я мог его написать в таком юном возрасте!? Если бы мне сейчас показали такой рассказ, написанный двадцатилетним парнем, то я бы ему по‑хорошему позавидовал. Надо искать себя, не сдаваться, если будут неудачи. Буквально на прошлой неделе откопал рукопись шестилетней давности, поработал с драматургией сюжета, деталями, и рассказ заиграл новыми красками. Называется «Аркадий Безмыло». С юмором написан, но и драму человека показать удалось.
— В одном из интервью вы говорили, что для вас писательство началось со сказок. Какие сказки повлияли на вас и каким образом?
— Наверное, не писательство началось, а восприятие мира началось в том числе со сказок. Родители – Анна Ивановна и Григорий Тихонович много читали мне. Что‑то, конечно, забылось, но навсегда остались со мной – «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду» Лилиан Мур, «Конёк-Горбунок» Петра Ершова и «Преданный друг» Оскара Уайльда. Последнюю дослушивал со слезами на глазах. В сказках скрыт великий смысл. Они о дружбе, добре и зле, преодолении себя. Конечно, тогда я этого не понимал, но сказки эти трогали струны души.
— Назовите своё лучшее, по вашему мнению, произведение, которое прежде всего следовало бы прочитать. И какую книгу вы посоветовали бы прочесть каждому?
— Уверен, что лучшее ещё не написано – он ещё впереди. Все мои рассказы мне дороги. Назову, наверное, те, с которых начался новый, зрелый этап творчества – «Артист», «Витюша», «Жизнь после вуза», «Племянник антихриста», «Недолгое счастье Василь Андреича». Что касается советов для чтения, то каждый сам для себя выберет. Недавно перечитывал повесть «Отец Сергий» Льва Толстого, «Колымские рассказы» Варлама Шаламова, «Дуэль» Антона Чехова. Вот их и порекомендовал бы.


Беседовал Никита Мигулин

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×