Как юные белгородцы обучаются ручному письму
-
Новость
Мало того, что мы перестали лазить в окна к любимым женщинам, так ещё и ручные письма давно бросили писать, утонув в электронной почте, мессенджерах и стикерах, которыми обмениваемся вместо слов. Я не протестую – констатирую: мы перестали делать большие и хорошие глупости…
Запрет на шарик
Четвероклассники старательно дописывают последние строчки в тетрадях перед окончанием урока по русскому языку, и в глаза бросается одна необычная деталь: все дети держат в руках не шариковые ручки, а перьевые, заправленные чернилами. Учитель начальных классов Центра образования № 15 Ирина Коваленко объясняет, что с 2018 года не разрешает своим ученикам пользоваться привычными для всех ручками. Даже на занятиях по другим предметам, в том числе по математике, ребята выводят цифры и буквы только перьевыми. Если в картридже заканчиваются чернила, педагог требует продолжать письмо карандашом. Но почему?
— Вот и я, когда восемь лет назад пришла работать в эту школу, тоже спросила себя: «Почему нужно учить детей правописанию перьевыми ручками?», — рассказывает Ирина Викторовна. – Дело в том, что тогда в Центре образования № 15 ученики начальных классов обучались по методике В.Ф. Базарного, которая предполагает письмо именно перьевой ручкой, а не шариковой. Мне стало интересно, я изучила массу литературы на эту тему и поняла очевидные преимущества.
Педагог выяснила, что, во‑первых, в отличие от шариковой ручки, на которую мы давим при письме, перьевая легко скользит по бумаге и не требует нажима, а значит, рука ребёнка не испытывает сильной нагрузки и меньше устаёт: главное – правильно её держать. Во‑вторых, аккуратно выводя буквы идеальной формы и соединяя их между собой, школьник развивает мелкую моторику. В‑третьих, учёные доказали: использование перьевой ручки благотворно влияет на работу головного мозга – на его нейронные связи, благодаря которым человек учится, мыслит, запоминает, говорит… На кончиках большого, указательного и среднего пальцев рук (именно они задействуются при письме пером), находятся нервные клетки, наиболее связанные с мозгом. Активизируя их, мы развиваем речь, мышление, внимание, формируем терпение, усердие, аккуратность и точность. Вообще каллиграфия творит настоящие чудеса, резюмирует Ирина Коваленко, и перьевая ручка – незаменимая помощница в интеллектуальном развитии ученика.
— Правда, мне не сразу удалось убедить родителей в плюсах перьевых ручек: мамы жаловались на кляксы в тетрадях, оставленные чернилами, — вспоминает Ирина Викторовна. – Чуть надавишь, говорили они, и на листочке появляется размытое пятно, давайте, мол, перейдём на шариковые. Я объясняла, как правильно держать перьевую ручку и писать ею, чтобы не было грязи, рассказывала о преимуществах пера, и в итоге у нас всё получилось: ребята научились пользоваться новым инструментом и привыкли к нему. Но что больше всего удивило меня – это почерк: он стал каллиграфическим!
От чего зависит почерк
Говоря о чудесах красивого письма, педагог имеет в виду не столько эстетическое удовольствие от чтения детских работ, сколько его прямое влияние на интеллект. Продолжая изучать тайны перьевой ручки, Ирина Коваленко «раскопала» множество любопытных фактов, которыми делилась с учениками, мотивируя тех заниматься усерднее. Один из них – Артём Голубчиков – настолько увлёкся историями учителя, что Ирина Викторовна предложила ему написать исследовательскую работу на эту тему – под её руководством, конечно. Мальчик согласился. Вместе они разбирались в различиях шарика и пера, в удивительных секретах последнего и его взаимосвязи с головным мозгом и почерком. Артём предположил, что он зависит от того, какой ручкой пишешь, и задался целью узнать, действительно ли каллиграфические нормы легче соблюдать с помощью перьевой ручки. Школьник и наставница провели эксперимент, сравнив образцы почерков учащихся разными видами ручек.
— В нём участвовали два третьих класса – мои ученики, которые с первого дня учились писать только пером, и дети из параллельного класса, работающие шариковыми ручками, — рассказывает Ирина Викторовна. – Каждому дали один текст, состоящий из трёх абзацев: первый надо было написать шариковой ручкой, второй – перьевой, третий – гелевой. Результат удивил даже меня, потому что тогда, в 2018 году, я не знала, чем закончится наше тестирование. Буквы моих детей во всех абзацах выглядели практически идеально с точки зрения каллиграфии, а почерки учеников из параллельного класса заметно уступали в этом компоненте, хотя слова были написаны аккуратно. То есть ребёнок, изначально обучавшийся письму перьевой ручкой, может красиво писать любым предметом – хоть углём на стене.
Угадай ребёнка по словам!
Листаю те экспериментальные работы воспитанников Ирины Коваленко, выполненные разными видами ручек, и обращаю внимание на то, что они как будто написаны одним ребёнком. Настолько буквы и соединения между ними выведены правильно, по нормам – с одинаковыми высотой, шириной и пробелами, что почерки кажутся идентичными. Ирина Викторовна однажды показала родителям листочки-диктанты учеников и предложила угадать по почерку своих детей: с первой попытки никто из мам этого сделать не смог. Вот что каллиграфия животворящая делает! А что она делает с нашим головным мозгом, узнаю из исследовательской работы Артёма Голубчикова, которую назвал «Тайны ручки» (с ней он, к слову, победил и стал призёром в нескольких всероссийских школьных конкурсах).
«Письмо шариковой ручкой можно назвать простым бегом, а письмо ширококонечным пером — усложнённым бегом боком или спиной вперёд при меняющемся угле поворота вокруг собственной оси, — писал юный исследователь в 2018 году. — Кажется невероятно сложным, но именно такое упражнение выполняют мозг и руки ребёнка при письме ширококонечным пером. Ему приходится мыслить не в двух, а сразу в четырёх направлениях, использовать свои координацию и пространственное мышление на самом высоком уровне…».
Ирина Викторовна и Артём также провели диагностику умственного развития младших школьников на основе методики Э.Ф. Замбацявичене и теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Тестирование показало, что более высокий уровень умственного развития у тех детей, кто пишет по каллиграфическим нормам перьевой ручкой.
Пёрышки дороже
— У меня появилась мечта, — признаётся с улыбкой Ирина Коваленко. – Я узнала, что в Ярославле есть Музей русского национального письма, основанный Юрием Аруцевым – писателем, историком, врачом. Юрий Иванович открыл там же и свою школу «Русская каллиграфия и вязь». Так вот, я очень хочу побывать в этом музее, потому что красивое письмо для меня стало искусством, которое я постигаю до сих пор и передаю своим ученикам. Сейчас, к сожалению, каллиграфия в наших школах не в чести, а раньше, в середине прошлого столетия, был даже предмет «Чистописание». Посмотрите на почерки людей, кому за 70 лет: они же до сих пор пишут каллиграфически!
Переходя в 5-й класс, мальчишки и девчонки, обучавшиеся у Ирины Викторовны, покупают шариковые ручки: во‑первых, запретный плод сладок, во‑вторых, объём задач в среднем звене для ребят возрастает, и вряд ли педагоги будут ждать, пока ребёнок старательно выведет буквы правильной формы. Хотя однажды больше десяти пятиклассников, выпускников Коваленко, спустя месяц после начала нового учебного года явились к первой учительнице с признанием. Они вновь перешли на перьевые ручки, объяснив: шариковыми, безусловно, быстрее, но качество дороже. Надолго ли хватило запала тем ребятам, Ирина Викторовна не отслеживала.
— Пишу ли я сама рукой? Планы-конспекты к урокам каждый день! Не каллиграфически, конечно, и сокращая слова, иначе физически не успею подготовиться к занятиям, — говорит моя собеседница. – Дома у меня есть перьевая ручка. Иногда сажусь за стол и пишу, что в голову придёт. Для себя. Пишу медленно и плавно. Такое письмо успокаивает. Попробуйте.
В красоте – отношение к миру
С сомнением достаю из сумки рабочий блокнот, исписанный замысловатыми крючками и условными обозначениями вместо слов, и шариковую ручку (до перьевой расти ещё). Я и каллиграфия несовместимы, как мне кажется, но азы правописания в памяти всплывают на удивление быстро, и я старательно переписываю предложение с тетрадного листка, лежащего передо мной: «Пришла в парк волшебница-осень. Чуть сыровато. На лёгких паутинках висят листочки…». Мои нейронные связи в головном мозге зашевелились не на шутку, потому что результат удивил: я увидел почерк человека разумного и интеллектуально развитого – аккуратный и вполне симпатичный. Приятно, чёрт возьми!
— В этой правильности заключается трепетное и внимательное отношение к работе, учёбе, близким людям, чувствам, вообще к любым предметам и вещам, — убеждена Ирина Викторовна. – Нам только кажется, что каллиграфия – узкое понятие, на самом деле это более глубокое восприятие окружающего мира. Мне жаль, что ручное письмо в наши дни ушло в небытие.
Как расшевелить нейроны
Впрочем, доцент кафедры теории педагогики и методики начального образования и изобразительного искусства факультета дошкольного и начального образования пединститута НИУ «БелГУ» Римма Рождественская считает, что рукописное письмо не исчезнет из жизни людей. В России, в том числе в Белгороде, по‑прежнему есть спрос, пусть и небольшой, на обучение детей и взрослых каллиграфии: в интернете можно найти достаточно частных школ, предлагающих подобные занятия. И это радует, признаётся Римма Леонидовна: значит, люди понимают важность каллиграфического письма.
— И на нашем факультете студентам уже 25 лет преподают спецкурс «Основы каллиграфии». Сейчас его веду я, — говорит она. – Чтобы у будущих педагогов сформировался практический навык красивого письма, в вузе разработали рабочие тетради по каллиграфии. Студенты изучают правильные формы букв – каждый их элемент и соединения, пишут в тетрадях и на доске, учатся комментировать начертания букв, чтобы впоследствии суметь объяснить эти правила своим ученикам.
…Пришла в парк волшебница-осень. Чуть сыровато. На лёгких паутинках висят листочки… Мы перестали делать большие и хорошие глупости, но сегодня прекрасный повод вспомнить детство и азы правописания. Давайте расшевелим свои нейронные связи и перепишем, например, пушкинское «Зимнее утро», аккуратно и красиво. Мозг одобрит.
Владимир ПИСАХОВ
Фото Бориса Ечина
Врез
Советский и российский учёный в области нейронауки, психолингвистики и теории сознания Татьяна Черниговская в одном из своих интервью рассказала о том, что в Древнем Китае люди, претендовавшие на должности высших чиновников, должны были сдать два экзамена – по каллиграфии и стихосложению. Первая тренирует руку, мозг, терпение, аккуратность, сосредоточенность и эстетическое чувство, потому что каллиграфия – это вид искусства, сказала Татьяна Владимировна. А второе способствует правильной организации сознания мозга. Выводы делайте сами.