Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
15:58, 21 декабря 2010

Надежда Исаева: Секты наносят колоссальный вред психическому здоровью человека

  • Новость

В обществе все чаще поднимается вопрос о противодействии распространению экстремизма в молодежной среде. Отмечается пагубность влияния тоталитарных сект и группировок негативной направленности. Многим, когда поднимается эта проблема, кажется, что секты - это просто "страшилки".

В обществе все чаще поднимается вопрос о противодействии распространению экстремизма в молодежной среде. Отмечается пагубность влияния тоталитарных сект и группировок негативной направленности. Многим, когда поднимается эта проблема, кажется, что секты - это просто "страшилки". Однако, сегодня в Белгороде, по данным Секретариата Совета безопасности, эти организации активизировали работу по вербованию молодых людей в свои ряды. Насколько опасны секты для человека, кто в первую очередь рискует стать их жертвами? На эти и другие вопросы ответила доктор психологических наук, декан факультета психологии БелГУ Надежда Исаева.

Корр: Надежда Ивановна, а какие вообще существуют формы психологического воздействия на человека при вовлечении в секты?

Н.Исаева: Во-первых, нужно сказать, какие бы ни существовали формы психологического воздействия, все они носят управляющий характер. Психологическая основа этих воздействий - создание иллюзий родо-семейных отношений кланового типа. Это базовый способ управляющего воздействия на психику человека, цель которого заключается в формировании чувства социальной защищенности у членов секты. Также одной из форм воздействия является использование специальных обращений, таких как «брат», «сестра», «отец», такой прием действует подсознательно и подменяет собой настоящие семейные отношения. Немаловажным является и прием повышенной благожелательности на начальном этапе вхождения человека в секту, используется этот прием, как правило, для создания контраста эмоциональной атмосферы внутри секты и внешней реальной жизни человека. Естественно, такая благожелательность формирует у человека желание почаще находиться в секте - то есть там, где человеку достаточно эмоционально удобно и уютно.

Корр: А какие группы лиц потенциально способны стать жертвами сектантов?

Н.Исаева: Можно выделить две группы: первая группа – это люди с пониженной социальной активностью – те люди, которые пасуют перед трудностями или просто отказываются от того, чтобы их преодолевать. Вторая группа – это в определенной мере разочарованные в жизни и одинокие люди. То есть можно сделать вывод, что практически все те, кто попадают в секты, – это люди с уже определенными, своеобразными особенностями психики.

Корр: Какое воздействие секта может оказать на психическое здоровье человека? Возможно ли его впоследствии восстановить?

Н.Исаева: Секты наносят достаточный, если не сказать колоссальный вред психическому здоровью человека, потому что, во-первых, изменяется интеллектуальная деятельность - люди неспособны творчески мыслить, а во-вторых, снижается социальная ответственность - вряд ли человек, находящийся в секте, будет эффективно решать различные жизненные и профессиональные вопросы, в сектах не идет речь ни о какой заботе о психическом здоровье человека.
Если говорить о восстановлении психического здоровья, то, естественно, при выходе из секты процесс адаптации человека во внешнем мире может протекать достаточно сложно, и опять же ему нужна огромная внутренняя сила, чтобы справиться, поэтому не так уж и часто люди уходят из секты, им там удобнее.

Корр: А как манипулируют сознанием человека в секте?

Н.Исаева: Вы знаете, вполне возможно, что верхушка секты, то есть эти учителя, гуру, проходят специальное психологическое обучение, изучают различные психотехнологии. Также в сектах используют ритмо-фонетические приемы, когда идет повторение одних и тех же слов, звуков. Например, частое повторение буквы «Р» вызывает «стадную немотивированную агрессию» в силу того, что он и в природной среде используется как знак угрозы – «рычание». Звук «Х» подсознательно (повторяемый много раз) мотивирует на устойчивые и неизменные взгляды и убеждения с оттенком их священности, а в сочетании с музыкальным воздействием усиливает привязанность и зависимость человека от секты, ее руководителей.
Кроме того, используются ритуальные методы воздействия, самым распространенным из которых считается использование в тайных и закрытых сектах слабых наркотиков или галлюциногенов в виде напитков. Распространен и метод запугивания – когда навязывается идея армагеддона, что усиливает зависимость человека от секты и страх перед возвращением во внешний мир, ну и, конечно же, музыкальные - различные хоровые речовки, песни - в основном это успокаивающая, убаюкивающая музыка, не заставляющая думать, часто сопровождающаяся однотипными движениями. Не нужно даже использовать гипноз, потому что под воздействием всех этих приемов люди оказываются в таком специфическом состоянии - состоянии транса.

Корр:  Надежда Ивановна, а какую роль Вы отводите психологам в помощи жертвам деструктивных сект?

Н.Исаева: Психологи играют очень важную роль в оказании психологической помощи людям, пострадавшим от деятельности деструктивных сект, но пока наш менталитет таков, что люди не совсем осведомлены о возможностях психологов.  

Беседовала Мария СКОКОВА.




 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×