Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
17:44, 14 сентября 2018
 1073

Четыре ресурсных класса по обучению детей с расстройством аутистического спектра работают в Белгороде

  • Новость

В одном из них в школе номер 43 побывала съемочная группа телеканала «Белгород 24».

Тема урока сегодня – осень. Но для большинства детей в этом классе даже выговорить это слово – большая сложность. Один из признаков аутизма – нарушение или полное отсутствие речи. Само сидение за партой – тоже немалое испытание. Чтобы привыкнуть к школе особенным детям необходимая целая система адаптации.

«У детей с расстройством аутистического спектра происходит ступенчатый период адаптации. Сначала они приходят на 30 минут, потом час, два, и так в течение месяца дети могут уже находиться полный рабочий учебный день. Взаимодействие у детей тоже не налажено. Не все дети могут взаимодействовать, общаться. Они даже могут друг друга не замечать. Но для этого мы здесь и находимся, чтобы наладить их взаимодействие», — сказала Анна Плеханова, учитель ресурсного класса МБОУ СОШ №43 Белгорода.

Но у особенных детей и уроки такие же. Повышенная утомляемость — ещё одна характерная черта болезни. Если ребёнок устал, он может в любой момент выйти из класса. Понять настроение, помочь в бытовых нуждах или учебе призваны тьюторы — это закреплённые за каждым ребёнком педагоги.

Подопечному Павла Богачёва Арсению 12 лет. Мальчик разговаривает только заученными фразами, эхом, как говорят специалисты. Вместе они работают уже три года.

«Я сразу сел с Арсением, и достаточно быстро мы с ним нашли общий язык. И он меня достаточно хорошо слушает, и я вижу в нём своего ученика. Поэтому мы с ним являемся такой парой, я бы сказал. Мы подходим друг другу. Команда. В тандеме», — сказала Павел Богачёв, тьютор ресурсного класса МБОУ СОШ №43 Белгорода.

Одна из особенностей в обучения детей с расстройством аутистического спектра — система поощрений вместо оценок. Это могут быть конфеты, объятия или, например, возможность сходить в бассейн. Есть в образовательном процессе и другие нюансы.

«У нас есть визуальное расписание, по которому мы работаем. То есть у нас есть «сначала» и «потом». Чтобы ребёнок знал, что от него хотят. Потому что они не все иногда понимают, что происходит. Они совершенно по-другому воспринимают мир. Если мы им скажем какое-то большое количество речи, они не поймут, у него может пойти нежелательное поведение. А мы ему конкретно обозначаем: сейчас мы делаем это, потом мы пойдём туда и можем дальше весь день ему обозначить. Снижается тревожность, и ребёнок будет работать с нами продуктивно», — сказала Эльмира Емельянова, психолог ресурсного класса МБОУ СОШ №43 Белгорода.

В ресурсных классах детей делят не по возрасту, а по степени интеллектуального развития. Образовательные программы для каждого ребёнка разрабатываются индивидуально. Те, кто готов занимаются в обычных классах. Инклюзивное образование — важный аспект в обучении аутистов, позволяющий социализировать детей. Например, ученик третьего класса Артемий уже год изучает английский на обычных уроках.

«Очень старательный ребёнок. С поведением никаких проблем. Никогда он не возмущается. Доброжелательный ребёнок. И дети всегда с ним хотят поработать в группе, когда мы работаем над проектами. Все бегут к нему. Особенно девочки», — сказала Зоя Рощупкина, учитель английского языка ресурсного класса МБОУ СОШ №43 Белгорода.

Всего в Белгороде четыре специализированных класса для детей с расстройством аутистического спектра: по два в 37-й и 43-й школах. В последней в этом году открыли ещё и дошкольную группу. Принимает особенных подопечных и 36-й детский сад.

«Каждый год мы проводим мониторинг: какое количество детей, какое количество родителей готовы обучаться по этой модели. И вот пока что каждый год у нас добавляется по классу. Если будет такая необходимость, мы будем расширяться. Если этой необходимости не будет, мы будем продолжать. Дети, которые обучаются в детском саду сегодня, они дальше пойдут в классы. То есть, соответственно предполагается увеличение классов», — сказала Ирина Гричаникова, руководитель управления образования администрации Белгорода.

Отметим, что проект по созданию ресурсных классов реализуется в Белгороде с 2016 года.

Елена Погорелова, Евгений Северинов 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×