Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
14:27, 29 июля 2020
 589

Как Белгород оживал после освобождения. Часть 2

Редакция «Белновостей» продолжает цикл рассказов о том, как восстанавливался Белгород после освобождения от немецко-фашистских захватчиков. И сегодня мы расскажем о возрождении образования в Белгороде в 1943 году.

Напоминаем, что воссоздать хронологию событий тех времён нам помог директор Государственного архива Белгородской области Алексей Бондаренко, ссылаясь на публикации газеты «Белгородская правда». По словам Алексея Александровича, это наиболее информативный источник, по которому можно проследить хронику восстановления Белгорода после его освобождения.

Восстановление школ началось 7 августа. Через 25 дней после освобождения четыре школы города были подготовлены к началу учебного года. Как позже вспоминал работник образования Иван Везенцев (впоследствии заведующий ГорОНО), занятия в 1943 году начинались в непростых условиях, классные комнаты были ещё недостаточно оборудованы, не хватало парт, учебников, школьных принадлежностей. К 8 утра 1 сентября в школу № 1 явился 151 учащийся, в школу № 2 – 167, в школу № 3 – 98, в школу № 4 – 67. Всего на занятия пришли 483 детей. Это были ученики младших классов.

Здание школы №9 после освобождения города Белгорода на улице Первомайской, позже Народной

 

Здравствуй, школа

4 сентября начались занятия в 35-й железнодорожной школе, которая находилась на пересечении нынешних улиц Преображенской и Вокзальной. Там учились старшеклассники.

Жд школа

«При этом, как вспоминают очевидцы, в школах не было ничего. Выпускница железнодорожной школы Алла Николаевна Балагурова рассказывала, что утром, по пути в школу она и другие дети несли табуреты. Не было и столов. На завтрак давали кусочек хлеба и ложечку сахара к чаю», — отметил Алексей Бондаренко.

27 сентября 1943 года состоялась конференция учителей неполных средних и средних школ Белгорода и Белгородского района. Предметом обсуждения были два основных вопроса: задачи школы в 1943-1944 учебном году и коммунистическое воспитание в школе. После двухлетней оккупации педагоги с живым интересом делились впечатлениями о первых неделях  учебного года, горячо обсуждали проблемы нехватки письменных принадлежностей, учебников, книг для чтения, географических карт и наглядных пособий. Выяснилась и драматичная подробность — некоторые дети не смогли прийти на занятия попросту из-за того, что у них не было одежды и обуви. Выступавшие работники образования заверили, что «приложат все усилия и знания, чтобы поставить работу школ на должную высоту».  На конференции был принят план работы на первое полугодие по предметам 5-7-х классов неполных средних школ.

Районная конференция учителей

К 1 октября в школах города обучалось уже 1500 детей. Из них — 980 в начальных, 524 человека — в 5-10-х классах.

1500 детей

Директор Государственного архива Белгородской области рассказал, что в мае 1944 года во всех школах  были проведены экзамены. Как писала «Белгородская правда», тогда они назывались испытаниями. Они были строгими, многие выпускники получили неудовлетворительные оценки и были оставлены на переэкзаменовку.

«Несмотря на то, что кто-то из детей подключался к учёбе в сентябре, кто-то в январе, кто-то в феврале по мере возвращения в Белгород, педагоги поблажек никому не делали, стремясь дать учащимся знания», — прокомментировал Алексей Бондаренко.

По словам Алексея Александровича, образованию и воспитанию в то время придавалось большое значение, тем более в только что освобождённом городе. Причём воспитание шло через труд — первую половину дня школьники учились, а вторую – работали в школе, расчищали территории, красили, белили и так далее. А по выходным помогали ещё и взрослым на субботниках и воскресниках. Весь 1943 год проходил в созидательном труде.

Кроме того, в сентябре того же года заработали библиотеки, открылся книжный магазин с учебниками и методическими пособиями. В городском отделе образования заработал методический кабинет, оборудованный мебелью, плакатами, учебными и методическими пособиями. Там учителя могли ознакомиться с литературой и получить консультацию. На образование были брошены все силы.

Продолжение истории восстановления Белгорода после освобождения читайте в следующих рассказах. 

Юлия Граблюк

Фото: Государственный архив Белгородской области

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×