Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
10:51, 15 декабря 2020

Выжить и сохранить: как малому бизнесу выстоять в эпоху перемен

  • Новость

Это вопрос стоит перед 19 тысячами белгородских ИП

Пандемия не только вызвала остановки в производственном процессе из-за изоляции, но и лишила их значительной части клиентуры. Не все бизнесмены сумели в авральном порядке перестроить свою работу, это приводит к потере рабочих мест, сокращению налоговых поступлений в бюджет области и муниципальных образований.

Карантинные ограничения и убытки коснулись не только организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих в массовом секторе или в сфере предоставления услуг. Cложившаяся ситуация создала проблемы всей цепочке производителей и поставщиков, что ведёт к снижению спроса и покупательской способности.Структура малого бизнеса постепенно меняется: снижается доля торговли, увеличивается доля реального сектора экономики (производство, строительство, сельское хозяйство). 

19 184 белгородских субъекта МСП заняты в торговле, 7 699 субъектов МСП заняты в деятельности автомобильного транспорта и услуг по перевозкам, 2 099 субъектов МСП региона заняты в сельском хозяйстве, 3 830 субъектов МСП заняты в сфере услуг (парикмахерские, услуги ремонта)

Всего в Белгородской области, по данным ФНС, зарегистрировано 59483 субъектов МСП (ИП, юрилица и микропредприятия).

С другой стороны, пандемия дала мощный толчок для цифровизации бизнеса, вне зависимости от его масштаба. По данным аналитиков отечественной KMDA, российский бизнес уже тратит на цифровую трансформацию от 3 до 10% годовой выручки. Эти тенденции нашли свое отражение и в Белгородской области. В 2020 году Белгородчина заняла третье место в рейтинге цифровизации регионов страны, который представила московская школа управления «Сколково». 

Пытаясь сохранить бизнес, весной-летом многие белгородские предприниматели начали переходить в онлайн. Перенастроить бизнес-процессы пришлось даже тем, кто ранее об это и не задумывался. Так в Белгороде появилось немало примеров перехода на онлайн-работу фитнес-клубов, интеллектуальных игр, индустрии по проведению мероприятий. Бизнесменам пришлось в оперативном режиме осваивать новые цифровые инструменты работы. 

Корреспонденты «БелНовости» поговорили с директором МТС в Белгородской области Гузель Галеевой и составили собственный рейтинг цифровых сервисов, которые начнут приносить пользу бизнесу с первого дня использования. 

1. Использовать услуги бесплатного таск-менеджера

Крупные предприятия и корпорации используют сложные системы для контроля бизнес-процессов. У индивидуального бизнесмена нет ни необходимости в такой системе, ни средств на неё. Но упорядочить работу  надо,  особенно если работаешь не сам, а в команде.

На смену блокноту и ручке пришли удобные трекеры задач. Многие из них абсолютно бесплатны. Стоит обратить внимание на таск-менеджер Workzen. В этом сервисе можно создавать любое количество проектов и задач, приглашать любое число пользователей, вести статистику и формировать отчёты. По каждому новому проекту создаётся карточка, куда добавляются задачи, суммы, сроки, исполнители, контакты клиентов, другая важная информация.

А еще с помощью этого сервиса удобно собирать аналитику — о выполненных задачах, среднем чеке заказов, количестве и сумме завершённых проектов, выручке от них и других параметрах.

2. Взять онлайн-кассу в аренду

«Если бизнес только начат и значительных доходов нет, приобретение кассы за 15 000–25 000 рублей не обязательно. Тут лучшим выходом станет аренда. Во-первых, не придётся сразу выкладывать крупную сумму на покупку, во-вторых, отпадают вопросы о том, как её обновлять и что делать при поломке», — подчеркнула Гузель Галеева.

Стоимость аренды онлайн-кассы стартует от 900 рублей в месяц. Есть разные пакеты с дополнительными услугами под различную специфику бизнеса

Как показывает практика, использование подобной системы позволяет сэкономить время, существенно сократить количество ошибок и, что важно, следовать букве закона для начинающих предпринимателей.

1

3. Не платить за обслуживание расчётного счёта

Новичок в этом деле может прилично сэкономить на банковских услугах. На рынке можно встретить предложения специально для малого бизнеса и ИП — они позволяют минимизировать банковские расходы при небольшом объёме операций.

Например, при обслуживании в МТС Банке можно выполнять переводы физлицам, а также на счета в других банках без комиссии, если сумма таких операций не превышает одного миллиона рублей. Также в течение месяца можно снимать со счёта бесплатно сумму до одного миллиона рублей, а комиссия за пополнение счёта составляет всего 1%. Ежемесячной платы при таком варианте обслуживания не предполагается.

4. Быть в контакте с клиентами и в офлайн, и в онлайн

На информационных кампаниях нового поколения можно неплохо сэкономить бюджет. Времена «бумажных» объявлений и раздачи рекламных листовок уходят, сегодня можно использовать для продвижения более эффективные инструменты. Например, популярная BigData поможет предпринимателям выйти напрямую на целевую аудиторию. 

«В преддверии нового года в Белгороде мы отмечаем двукратный рост спроса на сервис МТС Маркетолог, позволяющий при помощи «больших данных» находить своего заинтересованного покупателя. Наибольшую активность в использовании этого инновационного сервиса проявляют белгородские предприниматели, занятые в сфере красоты, банковских услугах, стоматологии и общепите. Через информационные кампании они сообщают своей целевой аудитории о своих предновогодних скидках и акциях», — отмечает Гузель Галеева.

1
В сервисе можно выбрать клиентов по более 100 характеристикам – например, «заинтересован в приобретении недвижимости», «автолюбитель», «мама с детьми» и многие другие. Таким образом автомобилистам можно рассказать о скидках на шиномонтаж недалеко от дома. Жителям микрорайона – об акциях ко дню рождения в местной кофейне или салоне красоты. Проходящей мимо маме – об уроках английского в развивающем центре или новой коллекции в детском магазине.

5. Выгодно организовать безналичный расчёт 

Современные покупатели привыкли рассчитываться банковской картой. Для них это удобство, а вот для начинающего бизнеса — головная боль. Чтобы принимать платежи картой, нужно потратиться на терминал, а потом «отстёгивать» комиссию за каждую транзакцию. Но и терять клиентов, которые не носят наличные, — непозволительная роскошь.

Самый экономный вариант — введение оплаты по QR-коду через Систему быстрых платежей (СБП). Никакое дополнительное оборудование покупать не потребуется, если есть онлайн-касса. 

•​в личном кабинете онлайн-кассы подключаются расчёты банковской картой;

•​при расчёте кассир выбирает оплату QR-кодом и он отображается на экране кассы или чеке;

•​покупатель сканирует код смартфоном и подтверждает оплату через своё банковское приложение;

•​платёж поступает на счёт в течение 15 секунд.

Такой сервис обходится бизнесу от 0,4 до 0,7% с транзакции, что минимум на 1% дешевле классического эквайринга и при этом совершенно легально, в отличие от просьбы скинуть деньги по номеру карты. 

6. Не откладывать оптимизацию своего бизнеса на потом

Многие бизнесмены консервативны и склонны не вводить новшеств, если его предприятие и без этого худо-бедно держится на плаву. Такая позиция увеличивает риски, и при дальнейшем ухудшении положения на рынке может привести к плачевному результату. 

Не стоит забывать и про извечные истины предпринимательского дела. Учиться желательно не на своих, а на чужих ошибках. Не надо шарахаться от предложений банков, но и безоглядно верить таким предложениям нельзя. Не стесняйтесь использовать опыт конкурентов, спрашивать совета у более опытных и уже применивших новые формы коллег.

«Не замыкайтесь в информационном поле своего региона, иногда бывает очень полезно познакомиться с работой аналогичного бизнеса в соседних регионах. Если географически вы даже теоретически не можете быть конкурентами, вам охотно посоветуют, а возможно, вы обретёте нового партнёра по бизнесу», — уверена Гузель Галеева.

Фото: honey-hunters.ru

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×