Экономика    14:34, 20 августа 2020

Как изменится интеллектуальное право в России?

Дорожную карту трансформации делового климата в сфере интеллектуальной собственности, разработанную Минэкономразвития, утвердило правительство РФ

Об этом рассказали в Комитете РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям.

Карта состоит из 24 мероприятий, направленных на совершенствование института интеллектуальной собственности. Соответствующий документ подписали в российском кабмине. Зампредседателя Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям, президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев ознакомился с планом мероприятий и указал на его сильные и слабые стороны.

По инициативе РСПП будет упрощён доступ к произведениям, правообладатель которых неизвестен, а также создана возможность распоряжаться всеми видами интеллектуальных прав с помощью распределённых реестров. Сейчас это можно делать с авторскими и смежными правами, а вот требуемая законодательством регистрация перехода патентных прав или прав на товарные знаки пока ещё «выпадает» из «цифровой среды», что порождает дополнительные издержки предпринимателей.

Минэкономразвития включило в дорожную карту ратификацию международных договоров о правовой охране евразийских товарных знаков и промышленных образцов  —  за счёт подачи одной заявки это позволит обеспечивать правовой охраной объекты на территории нескольких государств. Научные и образовательные учреждения в случае успешной реализации дорожной карты смогут использовать исключительные права в качестве взноса в стартовый капитал стартапов и получить новый источник дохода благодаря оказанию услуг по оценке патентоспособности технических и дизайнерских решений.

В целом дорожная карта поможет при условии адекватного содержания нормативных актов упростить оборот и защиту интеллектуальных прав, однако о масштабной и столь ожидаемой трансформации, которая позволит превратить интеллектуальные права в высоколиквидный коммерческий актив, пока говорить рано, считают в комитете.

В части работы государственного сегмента экономики, по мнению Сергея Матвеева, деловой климат скорее ухудшится: «Госзаказчикам, к которым относится широкий круг компаний, работающих в сфере атомной энергетики, космической техники, авиастроения, правительство намерено определить порядок управления не только интеллектуальными правами, но и имуществом, в котором они выражены. Это вызывает целый ряд вопросов. Один из них — как эти правила будут применять к облачным хранилищам с конструкторской документацией, разнообразие в процедурах учёта прав и имущества лишь возрастёт». Также госзаказчиков обяжут вовлекать интеллектуальную собственность в оборот. «Это вызывает недоумение — ведь если они её «заказали» и не используют, видимо, они неквалифицированные заказчики, нерационально тратящие средства налогоплательщиков», — отметил Сергей Матвеев.

В Минэкономразвития лишь частично учли предложение РСПП об изменениях в Налоговый кодекс РФ. РСПП предложил полностью отказаться от уплаты налога на добавленную стоимость при передаче прав на результаты интеллектуальной деятельности. Прописанное в дорожной карте очередное послабление — возможность не уплачивать НДС при комплексной передаче прав на товарный знак и другие объекты — никак не поможет решить вопрос освобождения сделок со всеми видами объектов интеллектуальной собственности от налоговой нагрузки. Эта мера лишь спровоцирует рост спорных и конфликтных ситуаций между ФНС и бизнесом, более того, сложности администрирования и возникающие риски переквалификации сделок превысят пользу от очередной льготы и никак не будут способствовать построению простой и прозрачной системы взаимодействия бизнеса и органов власти, уверен Матвеев.

Двойная уплата социальных и пенсионных взносов по-прежнему сохранится при выплате авторских вознаграждений. РСПП выступал с более эффективным для рынка предложением по устранению коллизии, однако Минэкономразвития проигнорировал инициативу. Вместо радикального решения проблемы правительство намерено «усовершенствовать» правила выплаты вознаграждений авторам, хотя эти правила применяются только в спорных ситуациях, когда автор и работодатель не зафиксировали договоренность о вознаграждениях в трудовых контрактах.

Полумерой можно назвать и изложенные в дорожной карте мероприятия в части льгот по налогу на прибыль. Речь идёт о преференциях для инновационных отраслей экономики и соответствующих компаний. «Вероятно, организации, которые сейчас не попадают пусть даже в расширенный перечень инновационных, никогда не получат шанса стать таковыми», – предположил Матвеев.

С целью повышения уровня защиты прав интеллектуальной собственности РСПП вносил предложение по снятию барьеров для развития институтов медиации и третейского разбирательства, а также предлагал обеспечить адекватную требованиям бизнеса доступность судебной защиты нарушенных прав — сейчас такая возможность ограничена законом. Однако в дорожной карте говорится лишь об «улучшении регламента работы Палаты по патентным спорам», который давно и вполне обоснованно вызывает принципиальные возражения со стороны предпринимательского сообщества в силу непрозрачности деятельности данного органа – от сроков разрешения конфликта до процедуры принятия решений.

Предпринимательское сообщество выступало за отмену устаревших правил инвентаризации и стоимостной оценки прав на результаты научно-технической деятельности, которые действуют в России с 2002 года. Эти правила должны были отменить в рамках «регуляторной гильотины», поскольку они являются никак не обоснованным вмешательством во внутрихозяйственную деятельность предприятий. Но вместо полной отмены «мы видим лишь косметические поправки, которые по-прежнему создают излишнюю и, что самое важное, совершенно бессмысленную контрольно-надзорную нагрузку», утверждает Матвеев. Учет результатов, полученных с привлечением бюджетных средств, требует упрощения и унификации, но это предложение бизнеса тоже не реализовано.

Схожая ситуация и с мерами по стимулированию негосударственных инвестиций в исследования и разработки. Очередное «расширение списка направлений исследований, затраты на которые можно списывать с повышающим коэффициентом, не решит проблемы – ведь главными причинами невостребованности этого механизма остаются сложность и непредсказуемость системы его налогового администрирования», отметил эксперт. Законопроекты по задачам дорожной карты будут утверждены в 2020–2021 годах. Кабмин сформирует экспертные группы, призванные обеспечить прямой контакт органов власти, предпринимателей и отраслевых специалистов.

Фото: intels.ru