Экономика    10:20, 16 мая 2020

Ираклий Ломакин: жизнь в мире красок

В декабре прошлого года заработал первый в ЦФО цех синтеза полиэфирных смол. О новом производстве, о том, как выжить в кризисное время, как заручиться поддержкой властей, о проверенном надёжном коллективе, продажах онлайн и о личном опыте создания бренда мы побеседовали с Ираклием Ломакиным, директором «Технолайн-ЛКМ». — Ираклий Евгеньевич, ваша компания в Белгороде известна как поставщик качественных лакокрасочных материалов. Создание предприятия по производству полиэфирных смол связано с решением кардинально изменить профиль бизнеса?

— Краски — товар сезонный, и в холодное время года спрос на них значительно снижается. К тому же они имеют долгий срок оборачиваемости и низкую рентабельность. Закрепиться на новых рынках сбыта со своими лакокрасочными материалами всегда непросто. Иное дело — смолы. Потребителями смол являются предприятия шинной, нефтяной и кабельной промышленности, а также компании, занимающиеся дорожным строительством. Мы уже заключили контракты на поставку полиэфирных смол шинникам и дорожникам. После того, как пройдём тестовый период, подпишем долгосрочные договоры. Ставку делаем на стабильно работающие предприятия шинной промышленности с большим оборотом. При этом не сбрасываем со счетов и другие отрасли. Например, нефтяников, которые используют полиэфирные смолы при бурении скважин. Рынок растущий и перспективный. Заказов много, надо лишь соответствовать запросам потребителей.

— Рынок, как вы сами отметили, насыщен разнообразной лакокрасочной продукцией. Как вы боретесь за своего потребителя?

— Открывая новое производство в Шебекино, мы не ставили перед собой задачу стать инновационными или же разработать новый метод производства. Технологии, которые мы применяем, давно и широко известны. Все дело в том, что российский рынок полиэфирных смол сформирован в основном зарубежными предприятиями — это Бразилия, Китай и другие страны дальнего зарубежья. Выпустить конкурентоспособный продукт по привлекательной цене и закрыть спрос потребителя внутри страны — вот те задачи, которые мы целенаправленно реализуем. Кстати, если говорить об уникальности, мы пошли другим путем. Среди ассортимента нашей продукции есть позиции с уникальной рецептурой и характеристиками, не имеющие зарубежных аналогов. Такие продукты позволят нам выйти даже на экспорт. Считаю, что все эти факторы позволят нам рассчитывать на увеличение финансового оборота нашей компании в 2-3 раза за год.

— Не боитесь такого резкого роста?

— Признаюсь, ожидаемый быстрый рост объемов продаж, связанный с полиэфирными смолами, вызывает у меня определенную тревогу. Существуют риски, о которых сейчас даже не помышляешь. Это так называемая болезнь роста. В предпринимательстве, по моему мнению, интуиция должна быть вперемешку с взвешенным финансовым расчетом. От красок компания «Технолайн-ЛКМ» отказываться ни в коем случае не намерена. Наоборот: быстрый рост объема продаж за счет производства полиэфирных смол, без сомнения, даст импульс для развития нового поколения красок.

— Почему вы выбрали для себя такое направление в бизнесе?

— По окончанию БГТУ им. В.Г. Шухова я получил два образования — химическое и экономическое. Это хороший «купаж», поскольку не только понимаешь технологии производственных процессов, но и ориентируешься на конечный финансовый результат. Первый опыт коммерческой деятельности получил в начале двухтысячных годов в Краснодаре. Связан он был с легко воспроизводимыми смолами и добавками, которые изготавливались в кустарных условиях. Затем реализовывал и другие бизнес-проекты, приносившие ту или иную прибыль. Я усвоил, что занятие предпринимательством сродни поездке на велосипеде: надо постоянно быть в движении, а если остановишься, то непременно упадешь. По возвращению в Белгород я с компаньонами восстановил бизнес, связанный с простыми в производстве смолами. Зарегистрировали свой бренд «Карбон», хотя в ту пору были еще далеки от приобретения местного одноименного завода. Заказы размещали на стороне. Долго так продолжаться не могло, поскольку негоже малому предприятию заявлять свои авторские права на продукцию, выпускаемую большим заводом. Нам доходчиво объяснили, что маленькому с крупным бизнесом не дружить. Впору было опустить руки, но состоялась беседа с заместителем губернатора Олегом Абрамовым. Он порекомендовал нам заняться производством. Завод «Карбон» фактически закрылся, но коллектив предприятия готов был работать. Мы взялись обеспечить его заказами, следовательно, и зарплатой. Времена были непростые, прозаичные, далекие от романтики. Тем не менее «Карбон» выстоял и стал выпускать конкурентоспособную продукцию.

Пару лет назад мы занимались только красками. Однако для дальнейшего развития предприятия требовалось решить вопрос с сезонностью поставок. Приступили к изготовлению сухих красок, которые не боятся низких температур и не теряют своего качества при перевозке на большие расстояния. Мысль начать собственное производство полиэфирных смол, получаемых в итоге сложного химического процесса, что называется, витала в воздухе. Эти вещества имеют широкое применение и востребованы круглый год. Цех синтеза полиэфирных смол в Шебекино — это воплощение мечты. Отмечу, что предпринимателя формирует внешняя среда. Особенность Белгородчины в том, что власти здесь не на словах, а на деле поддерживают развитие малого и среднего бизнеса. Если действовать по теории — составить детальный бизнес-план, оценить все риски, все подсчитать и взвесить, то здравомыслящий человек от смелого начинания откажется. Предприниматель порой действует вопреки здравому смыслу и добивается успеха.

— Кадры, как известно, решают всё. Расскажите, как вы формировали свой коллектив?

— В начале бизнеса со мной было всего 5 человек, которые вручную размешивали ингредиенты смесей. Сейчас в штате 38 сотрудников в Белгороде и еще 28 человек работают в цехе синтеза в Шебекино. Не покривлю душой: они составляют главное достояние предприятия. Все возникающие проблемы в конечном итоге решает не сложное технологическое оборудование, а слаженная команда. Облик предприятия в конечном итоге изменил коллектив. Предприниматель, как боксер, который порой получает неожиданный удар и невольно теряется. В такой момент коллектив не дает мне обмякнуть и опустить руки. Руководитель предприятия, выражаясь образно, движется с включенным дальним светом, а потому порой не видит ближайшую яму или кочку. Я разрабатываю стратегию развития компании, в то время как мои сотрудники принимают ответственные тактические решения. На производствах красок и смол у нас немало сотрудников в возрасте 45-55 лет. Они обладают богатым профессиональным опытом и житейской мудростью. Это энергичные и целеустремленные люди, которые составляют костяк коллектива компании. Во многом благодаря их усилиям замыслы руководства компании реализуются в инновационные решения и востребованные потребителями материалы.

— Вы реализовали свою мечту — ввели в строй цех по синтезу полиэфирных смол. Что дальше?

— На лакокрасочном рынке России происходит глубинная трансформация. Многие крупные отечественные заводы простаивают, поскольку руководствуются изжившей себя моделью бизнеса. Наступает пора небольших мобильных предприятий, нацеленных на инновации и быструю реакцию на запросы рынка. В связи с этим происходит перераспределение рынка и глобальное изменение системы продаж. В индустриальном секторе красок все более превалируют крупные иностранные компании. Мы своевременно среагировали на эту тенденцию и занялись изготовлением декоративных красок. На первом этапе по лицензиям под популярными иностранными брендами начали выпускать качественную продукцию, которую ранее в Россию завозили из-за рубежа. После того, как клиенты стали доверять «Карбону», мы отказались от лицензий и стали продвигать свой собственный бренд. В настоящее время наша компания занимаем лидирующие позиции среди красок на экологически чистых маслах, а также на натуральной основе. В рамках программы импортозамещения мы начали успешно вытеснять с отечественного рынка зарубежных производителей.

Инновационное направление нашей компании — сухие краски. Их по достоинству оценили взыскательные специалисты компании «Леруа Мерлен», строительный гипермаркет которой вскоре откроется в Белгороде. Сухие краски привлекли также внимание известной английской компании, которая выразила желание заключить контракт на их поставку. Большой интерес для нас представляет азиатский рынок, в том числе Индии, Казахстана и Объединенных Арабских Эмиратов. Мы продолжаем совершенствовать свойства выпускаемых декоративных красок. Лучшими контролерами их качества являются маляры-профессионалы. Мнение маляров является для нас не только ориентиром, но и руководством к действию. Вместе с рынком реформируется также форма продаж лакокрасочных материалов. В этом вопросе надо многому поучиться у западных компаний, которые отнюдь не потрясают своими масштабами, но пользуются заслуженной славой у покупателей. Жизнь ускоряется, продолжает расти популярность онлайн-продаж. Уверен, что будущее за дилерскими центрами, имеющими обширную сеть пунктов выдачи товаров в небольшой упаковке. К этому следует готовиться загодя, чтобы выстоять в жесткой конкурентной борьбе. Главная цель нашей компании не только в достижении запланированного финансового показателя, а стремление войти в топ-двадцатку лучших лакокрасочных российских предприятий.

Беседовала Елена Латышева

Фото из архива ООО «Технолайн-ЛКМ», belregion.ru, kp.ru

 

 

на правах рекламы