Интервью    20:38, 05 сентября 2020

Учитель должен развиваться непрерывно

В начале нового учебного года мы встретились с ректором Белгородского института развития образования Альбиной Бучек, чтобы поговорить с ней об основных задачах института, перспективах его развития на ближайшее время

Белгородский институт развития образования работает по государственному заданию. Ежегодно на календарный период нам отводится государственное задание по обучению определенного количества наших слушателей. И каждый год эта цифра разная, в зависимости от заявок. Но у нас есть и собственная программа развития. Перспективные для нас направления развития на ближайший год мы определили и упаковали в проекты, которые считаем стратегически значимыми. 

Первый из них, и самый важный для нас — это проект, который связан с вхождением в десятку лучших стран мира по качеству общего образования. Эта стратегическая задача была поставлена Президентом России Владимиром Путиным всему педагогическому и образовательному сообществу и закреплена в национальном проекте «Образование».

Мы проанализировали три международных мониторинга, которые проводились в разные периоды: PIRLS (Международное сопоставительное исследование читательской грамотности), PISA (Оценка функциональной грамотности 15-летних учащихся в области математики, чтения и естествознания) и TIMSS (Оценка качества математического и естественнонаучного образования в начальной, основной и средней школе). 

В России в течение нескольких лет, в 2001, в 2011, в 2016 году, проводились исследования TIMSS и показали неплохие результаты. Сейчас мы в десятке, и нужно удержаться на этих позициях. Другие исследование, например, PISA. Там мы существенно «просели». Последнее исследование было в 2015 году, и мы входили в двадцатку. Сейчас мы входим в третий десяток. 

Исследования PIRLS, направленное на читательскую грамотность, проводятся в нескольких возрастных группах: после четвертого класса, после восьмого класса и после одиннадцатого класса. По читательской грамотности у нас неплохие позиции. Но мы с вами понимаем, что это средние цифры. По сути, мы можем говорить о том, что каждое исследование показывает проблемные точки и точки роста, куда нужно стремиться. Чего достичь — мы понимаем, но необходимо ответить на вопрос — как. 

Что вы решили делать в рамках проекта? На что направить усилия? Ведь и методика преподавания влияет на процесс, и личность учителя.

Мы предлагаем пересмотреть подход к педагогическому влиянию и педагогическому сообществу. Мы бы хотели, чтобы учитель понимал современные тенденции. Чтобы это был человек, который готов меняться, развиваться, отвечать новым вызовам, повышать свои компетенции в течение всей жизни, пока работает. Если учитель решил больше не применять новые технологии, то, к сожалению, нам такой учитель не подходит, потому что он прекратил своё внутреннее становление и развитие. Есть хорошее выражение: «Когда у нас нет образа будущего, мы ориентируемся на образ прошлого». Чтобы нарисовать образ будущего, надо отказаться от образа прошлого. Нужно каким-то способом представить себе этого человека, который не перестает быть интересным для ребёнка.

Все говорят сегодня о том, что ситуация с самоизоляцией и вынужденным непосещением школ показала такие проблемы, о которых мы даже не задумывались. Основная дилемма, которая стала очевидной — это то, что дети воспитываются и образовываются не только потому, что они осваивают новые знания, а потому, что учитель является носителем неких нравственных норм, которые передаются ребёнку в ежедневном, ежеминутном участии в его жизни. 

Что может сделать институт для того, чтобы эту ситуацию изменить? 

Образовательные программы, которые реализуются для учителей, постоянно обновляются. Меняются федеральные образовательные стандарты, добавляются концепции преподавания отдельных предметов, которые раньше имели совершенно другой вид. Кроме того, появляются новые технологии, новые методические приёмы. 

Семимильными шагами развивается цифровая образовательная среда. В 2020 году на базе нашего института создан региональный IT‑центр. Работа в этом направлении ведётся совместно с департаментом цифрового развития Белгородской области. Одним из важнейших направлений является умение учителя встроиться в сегодняшнюю образовательную цифровую среду со своими знаниями, опытом, своей любовью к предмету. Но способ подачи этого материала должен быть изменён — учитель должен обладать цифровыми компетенциями. 

Поэтому институт поставил перед собой задачу разработать новые программы, которые смогли бы сориентировать учителя в мире новых цифровых технологий.

В Белгородской области реализуется Стратегия «Доброжелательная школа». Как институт участвует в реализации этой стратегии? Какие задачи на него возложены?

Старт стратегии «Доброжелательная школа» фактически был дан губернатором области Евгением Савченко на ежегодной конференции педагогических работников в августе 2019 года. Были разработаны 34 проекта, объединённые в 9 портфелей по направлениям по направлениям «Управление образованием», «Изменение архитектуры методического пространства региона», «Развитие психолого-педагогической службы региона», «Интеграция систем управления образованием и оценки его качества», «Лидеры образования», «Бережливое образование», «Обновление содержания деятельности и образовательного пространства на институциональном уровне», «Создание единой цифровой образовательной среды», «Формирование доброжелательного образовательного пространства».

Например, есть «Школа полного дня». Ребёнок, находясь в школе в течение всего дня, делает полный цикл всего того, что нужно делать в школе: учится, развивается, общается со сверстниками, с учителем. Там же выполняет домашние задания, ходит на дополнительные занятия по интересам.

Следующий проект — «Успех каждого ребенка». Это значит, что школа ставит перед собой задачу найти в каждом ребенке то, что он делает лучше других. Крайне сложная задача, есть успевающие дети, а есть дети, у которых сложности в обучении, есть устойчивая серединка, которая не блещет, но выполняет все, справляется с программой. Каждый ребенок должен «прирасти», в каком бы из секторов он ни находился. Для этого нужно подчеркнуть его достоинства, проявить к нему уважение, отметить его положительные стороны и т.п. Тогда это пространство и создает желание ребенка приходить в школу. И это непросто. И это я назвала только два проекта.

В общем, стратегия нацелена на основе проектно-целевого подхода на создание доброжелательной, комфортной, психологически безопасной и благоприятной среды для всех участников образовательных отношений: детей, родителей, педагогов, атмосферы, где хочется учиться и учить. 

гг

Поддерживаются ли педагогической общественностью такие подходы, стремления или это пока рассуждения и результаты стратегической сессии еще не поддержаны педагогами и не отражены в документе?

Я называю вам проекты стратегии, которые уже реализуются. И часть из них — так называемые бережливые проекты. Мне кажется, настала пора переходить о бережливой личности. Сейчас мы внедряем проект бережливости в стратегию доброжелательной школы. Он очень лаконичен и последователен именно для доброжелательной школы. Потому что философия бережливости как раз исходит из того, что мы должны бережно относиться к своему времени, эмоциям, к другому человеку, который с нами рядом, ко времени, что переживаем с этим человеком. 

Альбина Александровна, что касается здоровья и создания условий для детей с ограничениями по здоровью, в этой части институт тоже занимается своими разработками? Что он использует для создания необходимых условий детям с расстройствами аутистического спектра и по сохранению здоровья детей в школе? 

В институте есть кафедра психологии и дефектологии. Мы занимаемся психологическим здоровьем людей, имеющих особенные потребности, и понимаем, как важно вести эту работу системно. При кафедре есть лаборатория, которая занимается педагогикой здоровья. Разработаны программы, которые носят название «Уроки здоровья». Есть программа, которая ставит своей целью обучение педагогов созданию адаптированных программ для детей с особенностями. Или программа, направленная на тьюторское сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Мы уже обучили порядка двухсот человек, которые смогут заниматься тьюторством. Нам важно, чтобы ребенок на всех уровнях взаимодействия имел возможность развиваться согласно с его потребностями. 

С сентября 2020 года мы начали реализовывать программы, которые направлены на обучение команд в образовательных организациях. В них обязательно будут входить завуч, учителя, тьюторы, психологи, логопеды, дефектологи. Все они будут проходить обучение как команда. 

Кроме этого, мы понимаем, что детям с расстройствами аутистического спектра требуется также особое сопровождение супервизора, куратора. В рамках одного из наших проектов запланировано обучение кураторов и супервизоров вне БелИРО. Мы планируем, что это будет обучение в Москве и Новосибирске. Мы понимаем, как важно преподавателю пройти несколько модулей обучения. Знаем, что это дорогостоящее обучение, и готовы тратить на это деньги из областного бюджета для того, чтобы взрастить таких специалистов, которые могли бы потом работать с ребятами, имеющими РАС.

В учительскую профессию сейчас приходят активные молодые люди. Замечаете ли вы это? Как сейчас обстоят дела с кадровым вопросом, с учетом того, что есть возрастные учителя, которые постепенно уходят на пенсию? 

Безусловно, в школах есть потребности в учителях. В тоже время, много активных ребят идёт в профессию. Не скажу, что кадровый голод существует по всем профессиям, но по отдельным направлениям мы действительно очень нуждаемся в пополнении кадров. Например, традиционно востребованы учителя информатики, химии, биологии, физики, математики. Сегодня нагрузка у учителей так высока, что нет времени для творчества, для того, чтобы развиваться в своей профессии. Учитель сегодня перегружен по разным причинам. С другой стороны, когда растет нагрузка учителей, растет и заработная плата. Это неправильно. Не случайно было определено, что на ставку учитель будет работать 18 часов. А если у него 36? Это значит, что он как белка в колесе, все время на уроках. А когда ему прочитать новый методический материал, если у него бесконечно идут звонки на урок, а после уроков он начинает внеурочную деятельность и занимается с отстающими? У него получается реальный эмоциональный, предметный и физический перегруз. Такой учитель быстро выгорает, у него складывается очень сложная эмоциональная ситуация. Это неправильно. Он должен иметь достаточно времени для профессионального роста, для участия в конференциях, в педагогических конкурсах, для оформления заявок на гранты и многое другое.

Беседовала Светлана Губина

Приосколье

Самые читаемые

Читайте также