Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
09:51, 14 ноября 2022
 1007

История не одного дуэта: как необычная методика обучения фортепиано может привести к успеху

История не одного дуэта: как необычная методика обучения фортепиано может привести к успехуМарина Петрович и Наталья АкопянФото: Мария Лебедева
  • Репортаж

Марина Михайловна Петрович работает в Детской музыкальной школе №1 уже 43 года. Её ученики добились больших успехов не только в Белгороде и других городах России, но и за рубежом. Однако всё это, возможно, и не случилось бы, не сведи её судьба с Натальей Артуровной Акопян. Вместе коллеги создали не один детский ансамбль и покорили судейские и зрительские сердца

— Огромное желание учиться играть на фортепиано у меня появилось только в шестом классе общеобразовательной школы. Толчком к этому послужил приход в нашу школу новой учительницы по пению. На уроках она играла много классических произведений. Я страшно разволновалась, пришла домой и попросила у родителей приобрести мне инструмент и незамедлительно записать меня в музыкальную школу, — с улыбкой вспоминает Марина Петрович.

Несмотря на решительность девочки, поступить в класс фортепиано оказалось не так‑то просто. Как говорит сама женщина, нигде не хотели брать «переростка».

Тогда мама Марины отчаялась и пошла в музыкальное училище в сектор педпрактики.

— Большое спасибо Валерии Борисовне Гендельман, которая взялась за моё обучение. У меня не было особых данных, я плохо пела. Но у меня были очень подвижные пальцы, благодаря чему учительница заметила мой потенциал, — рассказывает пианистка.

Все каникулы проходили в занятиях. Главное, что двигало вперёд, – огромное желание Марины поступить в музыкальное училище.

— В школе я училась средне. Пришлось немного «запустить» учебный процесс, так как фортепиано поглотило меня полностью. Желание читать с листа, всё больше и больше играть… Свободное время было целиком посвящено занятиям.

Усердие и искренняя увлечённость принесли свои плоды. Девочка исполнила свою маленькую мечту — поступила в училище.

— Стремление перекрывало всё. Все удачи и неудачи. В первую сессию я получила единственную четвёрку — по фортепиано. Остальные предметы шли на отлично. Это меня ужасно расстраивало, и я попросила пересдачу экзамена. Пересдала. И, наконец, оказалась в числе самых успевающих студентов – а мне страшно хотелось, чтобы моя фотография была на Доске почёта, — добавляет педагог.

Уже на третьем курсе в возрасте 18 лет Марина и сама стала преподавать. Её пригласили быть концертмейстером в первую музыкальную школу, где она работает и по сей день.

— Так потихоньку началась моя работа с детьми. И вот, спустя годы, в определённый момент мы пересекаемся с Натальей Артуровной, — рассказывает учительница.

Воспитанницы Марины и Натальи – Дарья Руденко и Виктория Бочкарёва Воспитанницы Марины и Натальи – Дарья Руденко и Виктория Бочкарёва / Фото: из архивов Марины Петрович и Натальи Акопян

Как и её коллега, Наталья Артуровна Акопян тоже с блеском окончила музыкальное училище. Когда женщина связала свою жизнь с ДМШ №1, Марина Михайловна работала здесь уже почти 20 лет. Поначалу педагоги не были близки. Они просто знали о существовании друг друга и занимались каждая со своими учениками.

— Мы не сразу подружились с Мариной Михайловной. Просто так совпало, что где‑то 15 лет назад мы пересеклись благодаря нашим ученицам. У меня это была второклассница Даша Руденко, а у Марины – третьеклассница Вика Бочкарёва, — вспоминает Наталья Артуровна.

Обе девочки были очень талантливы и усердны. Каждая из них по‑настоящему хотела играть и выступать. Хотя школьницы занимались по специальности у разных преподавателей, они всё равно постоянно пересекались: то на хоре, то на сольфеджио, то на отчётных концертах и экзаменах. Маленькие пианистки поначалу даже немного конкурировали между собой. Но так получилось, что они притянулись друг к дружке. А затем сблизились и их педагоги.

— Мы наблюдали за тем, как играют наши девочки. Бывало, что на выступлениях они недотягивали — сказывалось концертное волнение. Даже идеально выученная программа не всегда диктовала стопроцентный успех. Тогда мы с Натальей Артуровной поняли, что нужно начинать ансамблевую деятельность. Всё‑таки игра «в четыре руки» – это немного иная музыкальная деятельность. Это локоть к локтю, плечо к плечу. Вдвоём детям играть и выступать психологически проще, — подчёркивает наставница Вики.

Сказано – сделано. Так и родились два музыкальных дружеских дуэта – ученический и преподавательский.

Конкурс в Харькове стал первым и сразу серьёзным испытанием. Там участников судили требовательные педагоги из училищ и строгие профессора из консерваторий. Даша и Вика с первой же попытки стали лауреатами третьей степени.

— Мы были очень рады и поняли, что всё сделали правильно. А когда после ансамблевой номинации девочки выступили сольно, у них всё прошло идеально. Они больше не волновались. То есть солист, играя на сцене в паре, раскрепощается. Его сценическое волнение уменьшается, и потом он может свободно выступать уже в одиночку. Это и мышечное расслабление, и психологическое. Очень много позитивных факторов, которые помогают детям преподносить себя как артиста, — объясняет Наталья Артуровна.

Творческий дуэт из Белгорода играет «полёт шмеля» вместе с Дмитрием Маликовым Творческий дуэт из Белгорода играет «полёт шмеля» вместе с Дмитрием Маликовым / Фото: из архивов Марины Петрович и Натальи Акопян

После этого успеха коллеги решили провести уже не просто эксперимент, а создать целый проект. Темой стало обучение пианистов в необычной форме: от ансамблевой игры к сольному творчеству. Это был неординарный и очень интересный «обратный ход». Ведь обычно дети занимаются несколько лет самостоятельно, а уже потом в качестве нового образовательного этапа получают партнёра по инструменту и уроки ансамбля.

Воодушевлённые новым замыслом, педагоги со своими ученицами погрузились в работу.

— Эти девочки, Вика и Даша, наш первый дуэт. Огромная благодарность их родителям, что шли нам навстречу во всём. Девочки нас, если можно так сказать, прославили. Прославили школу и город, — с гордостью отмечает Марина Петрович.

Сразу после Харькова дуэт отправился в Феодосию. Там среди участников были учащиеся не простых музыкальных школ, а воспитанники специальных музыкальных учреждений и музучилищ. К конкурсантам предъявлялись высокие требования с большой программой. Вика и Даша проявили себя с лучшей стороны, взяв третье место. А в следующем году – первое.

— Это была колоссальная победа. Наши девочки соревновались с детьми из спецшкол! Конечно, такой результат вызвал реакцию со стороны. Педагоги удивились или даже обиделись. «Как это так? Белгородские дети, какая‑то рядовая школа с обычным учебным планом – и первое место», — смеются коллеги.

Но девочки уже не просто трудились, они «пахали», как отзываются об их работе педагоги. У пианисток не было никаких лишних эмоций. Было только одно желание – выступать как можно лучше.

За годы работы преподавателей с их первым дуэтом было покорено множество вершин. Благодаря уникальному стремлению к самосовершенствованию и постоянным тренировкам Даше и Вике посчастливилось сыграть «в шесть рук» «Полёт шмеля» вместе с Дмитрием Маликовым.

— Это было просто очаровательное событие. У Дмитрия было турне по России. И когда он приехал в Белгород, для встречи с ним были выдвинуты наши девочки. Но Маликов поставил условия: за две недели выучить произведение «Полёт шмеля». Девчонки не просто выучили произведение, они выучили его наизусть и исполнили на высочайшем уровне, чем привели певца в восторг. Такой результат – плод нескольких лет их непрерывной усердной работы, — заключила Марина Михайловна.

После Вики и Даши у пары коллег были и другие дуэты, которые из года в год поражали и продолжают поражать судейские коллегии разных городов и стран. Каждый из созданных ансамблей откликается особой любовью в сердцах педагогов. Сейчас их выпускники и выпускницы учатся в престижных консерваториях и известных музыкальных училищах нашей страны или преподают фортепиано уже своим ученикам.

Мария Лебедева

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×