чудеса случаются!
Культура    15:17, 10 февраля 2012

Встреча с Сокуровым

<p>Одна из традиций белгородского Центра кино &laquo;Победа&raquo;, объединившего кинотеатры &laquo;Победа&raquo; и &laquo;Радуга&raquo;, &mdash; стремление даже в жестких рыночных условиях вести работу по духовному и интеллектуальному развитию молодежи. 9 февраля в &laquo;Радуге&raquo; прошло представление фильма &laquo;Фауст&raquo;.</p>

Одна из традиций белгородского Центра кино «Победа», объединившего кинотеатры «Победа» и «Радуга», — стремление даже в жестких рыночных условиях вести работу по духовному и интеллектуальному развитию молодежи. 9 февраля в «Радуге» прошло представление фильма «Фауст».

Это произведение привлекло к себе внимание тех, кто интересуется киноискусством, задолго до выхода в прокат. Во-первых, тем, что его поставил Александр Сокуров – режиссер с очень своеобразной творческой манерой. А, во-вторых, тем, что после ряда неудачных попыток Сокуров именно «Фаустом» сумел покорить одну из наиболее престижных кинематографических вершин — фильму присуждён главный приз Венецианского кинофестиваля «Золотой лев св. Марка».

На эксклюзивный показ «Фауста» в «Радугу» пришли студенты и преподаватели белгородских вузов, учителя и ученики «языковых» гимназий (фильм сделан на немецком языке с закадровым переводом, который читает сам Сокуров). Часть билетов поступила в открытую продажу — и все они были раскуплены, зрительный зал был полон.

Перед просмотром фильма зрители смогли увидеть запись выступления Сокурова перед журналистами. Потом слово предоставили преподавателю кафедры немецкого языка БелГУ Людмиле Александровне Королёвой, Она напомнила о существенной особенности «Фауста» Гёте, вошедшего в число самых выдающихся произведений мировой литературы. Первая часть романа сделана на бытовой основе, вторая — чисто аллегорическая. Но в обеих развиваются главные смысловые линии романа: столкновение веры в духовные возможности человека и отрицание их; поиск идеала, способного придать жизни высокий смысл.

И то, что роман утверждает в читателе веру в торжество человеческого духа, что автор приходит к выводу, что высокий смысл жизни человека придаёт только деятельность на благо других людей, — сделало «Фауст» не просто шедевром литературы, но великим достижением гуманистической мысли.

«Фауста» Гёте, точнее, его вторую часть, буквально экранизировать, наверное, в принципе невозможно. Пожалуй, можно только «экранизировать» его дух — с помощью специфических выразительных средств, которыми располагает кино, создать произведение искусства, адекватное по мыслям роману.

Сокуров как раз из тех немногих сегодня не только в российском, но и в мировом кино режиссёров, кто владеет такими средствами. Но насколько ему удалось с их помощью воплотить дух романа. Был ли просмотр «Фауста» встречей с Гёте в «переводе» Сокурова или только с Сокуровым? Думается, педагогам и их ученикам стоило бы поговорить об этом после знакомства с фильмом.