Культура    12:57, 18 сентября 2012

Белгородцам представят «Шедевры подделки»

<p>Выставка &laquo;Шедевры подделки&raquo;, которую представляет московский Музей &laquo;Дом Иконы&raquo;, откроется в Белгородском государственном художественном музее 20 сентября в 16 часов, сообщили в БГХМ.</p>

Выставка «Шедевры подделки», которую представляет московский Музей «Дом Иконы», откроется в Белгородском государственном художественном музее 20 сентября в 16 часов, сообщили в БГХМ.

В экспозиции будут представлены восемь произведений живописи и две иконы, получившие в свое время наивысшую экспертную оценку. 

Б. М. Кустодиев «Девочка в березовой роще», К. А. Коровин «Вид Москвы», И. К. Айвазовский «Морское сражение», А. П. Боголюбов «Корабль у пристани», Л. Ф. Лагорио «Корабль у берега», «Ночной пейзаж», Г. И. Семирадский «Танец среди мечей» — в начале 1990-х годов эти полотна были приобретены с сертификатами, подтверждающими авторство и подлинность картин.

Интрига состоит в том, что каждая из работ принадлежит кисти не того мастера, чьим именем она подписана. Точность цветопередачи, безупречная композиция, высокий уровень мастерства свидетельствуют: перед нами — образцовые создания мастера, овладевшего всеми тонкостями живописи. Техника исполнения экспонатов такова, что могла бы составить авторам мировое признание. 

По одной из версий, отдельные экспонаты выставки могут быть копией, сделанной кем-то из учеников великих художников. Ведь некоторые из представленных работ написаны на старых холстах XIX века. Истории искусств известны случаи создания прижизненных копий, когда сам маэстро затруднялся отличить собственную работу от копии ученика. 

Но другие данные исследований указывают, что перед нами подделки конца XX века. Это заставляет серьезно задуматься — в России довольно сложно отследить происхождение, историю произведения (так называемый провенанс). Это облегчает дорогу разного рода фальсификациям. Выявление подделок осознается музейным сообществом актуальной задачей сегодняшнего дня. Уровень новых методов исследования (рентген, ультрафиолетовые и инфракрасные лучи, химический анализ) позволяет выявить значительное число подделок, копий и имитаций.

Вероятно, имея возможность созерцать одновременно оба варианта: подлинник и подделку — мы, как зрители, получили бы равное наслаждение. Однако этическая и даже энергетическая сторона вопроса состоит в том, что подлинник — это продукт уникальной духовной работы. Ценность же имитации — в виртуозности ремесла. 

Выставка поднимает серьезные вопросы о размерах черного рынка изобразительного искусства и проблемах России и мирового сообщества в вопросах экспертизы. Особенно удивительно, что и на подтверждающих, и на опрвергающих вариантах экспертных заключений (с разницей в несколько лет) стоят одни и те же подписи. Очень часто коллекционеры и не подозревают о том, что за сумму с шестью нулями они приобрели шедевр подделки.

Основатель Музея «Дом Иконы» Игорь Возяков, являющийся владельцем экспонируемых работ, уверен, что подобные выставки способны привлечь внимание к ситуации на рынке русского искусства.

Выставка будет работать  до 29 ноября 2012 года.