Культура    16:22, 29 марта 2013

В Белгород прибудут из Москвы экспонаты Музея уникальных кукол

<p>Презентация выставки антикварной куклы XIX &mdash; начала XX веков из собрания Музея уникальных кукол (г. Москва), основанного из личной коллекции Юлии Вишневской в 1996 году, состоится в Белгородском государственном художественном музее 4 апреля 2013 года в 16:00, сообщили в БГХМ.</p>

Презентация выставки антикварной куклы XIX — начала XX веков из собрания Музея уникальных кукол (г. Москва), основанного из личной коллекции Юлии Вишневской в 1996 году, состоится в Белгородском государственном художественном музее 4 апреля 2013 года в 16:00, сообщили в БГХМ.

На выставке «Волшебный мир старинных кукол» будет представлено около 70 фарфоровых кукол из Германии, Австрии, Англии, Франции, России и Италии.

Подчёркивается, что эти куклы — не просто игрушки, а прикладные предметы, которые являются отражением высоких вкусов, идеалов красоты, эстетики и культуры минувшего времени.

На выставке куклы, датируемые второй половиной XIX века, впечатляют удивительной схожестью с живым человеком своими благородно-бледными лицами. Такого эффекта мастера добились благодаря использованию при изготовлении кукол «бисквитного» (неглазурированного) фарфора. Куклы создавались как копии настоящих девушек и должны были демонстрировать своей обладательнице все новинки модного мира, поэтому красивые наряды для них выполнялись вручную из дорогих тканей и кружев ручной работы. За эти качества кукол назвали «модные дамы». Изысканные одежды им шились ведущими парижскими кутюрье, с той лишь разницей, что были очень маленьких размеров. Для этого выбирались самые эффектные куклы французских мастеров Бру и Жюмо.

Не менее интересны в экспозиции «будуарные» куклы с внешностью взрослой женщины, которые также создавались талантливыми художниками-мастерами, одевались такими известными модельерами, как Пакен или мадемуазель Ланвен. Данные куклы являлись частью интерьера, предназначались для украшения комнат взрослых особ женского пола и должны были гармонично дополнять часть внешнего образа девушки как вид изысканного аксессуара к её костюму.

Другая часть кукол на выставке в свое время имела более прозаическое, но очень полезное назначение — это «куклы-игрушки», которые были призваны научить маленьких леди хорошим манерам. Подобные куклы имели свои чайные сервизы из настоящего фарфора, мебель и кукольные дома с интерьером, полностью соответствующим эпохе, в которой они создавались.

Выставка знакомит также с «персонажными» и «характерными» куклами, которые служили для поднятия настроения. Они имеют сложную механическую основу, многие из них — это уже даже не куклы, а музыкальные кукольные автоматы.

Особого внимания на выставке в Белгородском художественном музее заслуживают русские фарфоровые игрушки, созданные в начале ХХ века на фабриках Журавлёва, Кочешкова, Шраера и Фингергута, а также Дунаева, Гудкова и Федосеева. В 20-х годах ХХ века большинство таких кукол было уничтожено «за излишнюю буржуазность», а фабрики закрыты. Поэтому таких кукол осталось крайне мало.

Выставка предназначена для широкого круга зрителей и семейного просмотра, погружает в сказочный и удивительный мир кукол, а также знакомит с редкими миниатюрными аксессуарами для них, выполненными на ювелирном уровне — это шкатулки, перчатки, предметы одежды, шляпки, сумочки, веера и многое другое.

Жителей и гостей Белгорода приглашают посетить выставку до 30 июня 2013 года.