Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
16:12, 23 мая 2014
 Репортаж Маргариты Платоновой, Александра Поддубного 171

В Белгород прибыл государственный Санкт-Петербургский театр марионеток имени Евгения Деммени

В Белгород прибыл государственный Санкт-Петербургский театр марионеток имени Евгения Деммени
  • Репортаж Маргариты Платоновой, Александра Поддубного
  • Новость

Это первый профессиональный театр кукол, его занавес поднялся 95 лет назад. Актёры показали маленьким зрителям классическую постановку «Куклы и Клоуны», спектакль держится в репертуаре театра с 1919 года, в нём сочетаются старинные и современные отрывки.

С первых минут зрители понимают, они неожиданно попали не в театр кукол, а в цирк. Спектакль «Куклы и клоуны» — это отдельные трёхминутные отрывки, которые объединены единым местом действия. Марионетки и люди выступают на цирковом манеже. Перед зрителями предстают канатоходцы, акробаты, силачи и дрессировщики. Кстати, эпизоды с лошадьми и тиграми смотрели дети ещё в 1919 году. Переплетение старинного и современного — главное отличие этого спектакля.

«Задумка состоит в том, что отдельные сценки можно добавлять для молодых актёров, а также их можно менять как мозаику: получается вечный спектакль», — пояснил Эдуард Гайдай, главный режиссёр государственного Санкт-Петербургского театра марионеток им. Е. С. Деммени.

Постановка живёт, меняется — как и интересы зрителей. То, что показали сегодня — это уже восьмая редакция. Автором спектакля был сам Евгений Деммени — актёр, режиссёр, чьё имя и носит Санкт-Петербургский театр марионеток. Свои двери он распахнул 95 лет назад, театр создала группа петроградских художников. Традиции тетра свято хранятся, также как и старинные куклы, которые и по сей день выходят на сцену.

«В старинных куклах, что-то есть, это не нафталин, это особое настроение и энергетика, сейчас так уже не делают», — пояснил Эдуард Гайдай, главный режиссёр государственного Санкт-Петербургского театра марионеток им. Е. С. Деммини.

По замыслу режиссера Эдуарда Гайдая, в спектакле появился так называемый «живой план». Между сценами к зрителям выходят живые актёры в роли клоунов. Пока они развлекают детей, за ширмой проходит смена декораций.

Кукла живёт на сцене, зрителям кажется, что она двигается самостоятельно и не зависит от людей. Как это получается, сейчас расскажем. Актёры находятся на тропе — специальном мосту, а управляют марионетками с помощью длинных нитей — это способ высокой подвязки. Причём, чем длиннее нить, тем сложнее работа, но чётче движения куклы.

Нити могут быть от трёх до пяти метров в длину. Крепятся они на специальную крестовину — вагу. Например, подвижная перекладина-коромысло отвечает за походку марионетки. Также свое традиционное место есть у каждой нити.

Марионетки подвижны, как и люди, вместо суставов у них специальные шарниры. Чтобы ожила одна кукла может понадобиться от двух до 36 нитей. Осложняет работу большая дистанция между актёром и персонажем, куклы иногда могут быть непослушными. Но с годами движения оттачиваются до автоматизма и марионетка привыкает к своему «нитеводителю».

Опытный зритель может заметить, что спектакль «Куклы и клоуны» перекликается с постановкой Сергея Образцова «Необыкновенный концерт». Они вышли в один год, но всё же петербуржцы утверждают: у них прошла первая премьера, увидев которую, известный кукольник и задумал свою постановку. Вдохновили «Куклы и клоуны» и белгородских детей.

Выступление прошло в рамках гастрольного тура-фестиваля «Под благодатною звездою», организованного Фондом содействия театральному искусству и развитию детского театрального творчества Белгородской области. Это уже третий спектакль знаменитых театров кукол России, который увидели белгородцы. В конце года их ожидает ещё один сюрприз. С гастролями планирует приехать знаменитый «снежный клоун» Вячеслав Полунин. 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×