Культура    13:00, 02 августа 2020

Рождённое кистью

Накануне Дня города, который исторически связан с освобождением Белгорода от немецко-фашистских захватчиков, сотрудники художественного музея пригласили редакцию газеты «Наш Белгород» на экскурсию.

Музей имеет большую коллекцию работ, посвящённых Великой Отечественной войне. По залам музея нас провела старший научный сотрудник Алла Селютина и рассказала о самых интересных экспонатах: «Сегодня, глядя на цветущий Белгород, трудно представить, что в городе, в честь освобождения которого прогремел первый в истории Великой Отечественной войны салют, не было ни одного целого здания. После войны город фактически был построен заново. Поэтому эта тема в изобразительном искусстве разрабатывается уже не один десяток лет. Не только каждое поколение художников по-своему её осмысливает, но и каждое поколение зрителей. В нашем музее коллекция работ, посвящённых Великой Отечественной войне, заложенная первыми белгородскими художниками, постоянно пополняется».

Белгородский художественный музей целенаправленно собирает работы местных художников, стараясь полно и ёмко представить творчество каждого мастера.

По словам нашего экскурсовода, художники старшего поколения чаще обращались к теме Великой Отечественной войны. Есть среди белгородских художников те, которые наряду с творческими наградами обладали и военными. Прежде всего, это Григорий Гритчин и Лев Блякницкий.

В профессиональное искусство Григорий Гритчин (1924-1995) пришёл уже зрелым человеком. Рисовать он начал с детства, но в 1942 году 18-летнего Григория призвали в Амурскую Краснознаменную флотилию. Его зачислили в художественную мастерскую при учебном отряде пулеметчиков. Десять лет он прослужил в Уссурийском дивизионе бронекатеров.

После демобилизации поступил в Биробиджанское художественно-графическое педагогическое училище, а после — в Харьковский художественно-графический институт, который закончил в сорок лет. С 1964 года Григорий Гритчин жил и работал в Белгороде. Он оформил более двадцати спектаклей в Белгородском драматическом театре, одним из которых стал «А зори здесь тихие». Эскизы декораций к этой постановке хранятся в БГХМ.

Особой теплотой отличается картина Гритчина «На защиту Родины». Её героиня напоминает литературный персонаж повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие». Для воевавшего художника общечеловеческие, гуманные темы гораздо важнее, чем батальный жанр. Работа создана в 1990-е годы, когда зрелый художник с высоты прожитых лет, в некотором роде по-отечески вспоминает девушек, чья молодость пришлась на военное лихолетье, или тех, которым никогда не суждено было состариться.

Лев Блякницкий (1926-2007) в 1943 году ушёл на фронт добровольцем, а закончил войну на Дальнем Востоке, освобождая Корею от японских захватчиков. Его линогравюра «Партизан» — образец советской эстетики. Крупный план, волевое лицо, трёхчетвертной поворот фигуры —детали, наделяющие персонажа мощью и природной силой. Это собирательный образ неизвестных солдат и героев, кто выстоял и победил.

«Целая плеяда белгородских художников, — продолжает Алла Селютина, — дети войны или родившиеся сразу после её окончания. Они застали военный и послевоенный быт, навсегда сохранили в душе воспоминание об этом. Как правило, война в их произведениях остро чувствуется, напряжённым ли цветом или особым композиционным построением».

К первому поколению белгородских художников относится Марат Парахненко (1936-2004). Его живописное полотно «Подвиг» создавалось в то время, когда одним из ведущих направлений был «суровый стиль», выражавшийся в скупом, сдержанном колорите и подчёркнутом ритмическом строе картины. Именно так, почти графически, сильным движением мощной диагональной композиции Марат Ефимович создаёт ощущение последнего усилия раненого бойца, оставшегося один на один против вражеского танка и слившегося в единое целое с орудием.

3 августа 1973 года в честь 30-летия сражения на Прохоровском поле был открыт мемориал «В честь героев Курской битвы». Его авторам стали архитектор А.Т. Божко, художники А.И. Гребенюк, В.И. Казак и В. Д. Леус. В арсенале каждого из этих художников есть живописные произведения, посвященные теме войны.

Анатолий Гребенюк (1938-2005) День Победы встретил семилетним мальчиком. В музее хранится его серия «Великая Отечественная война». Она создана в 1991 году, на очередном переломе эпох. Темный цветовой строй, напряженные сиренево-бордовые оттенки, проступающие через тёмное марево изображения, напоминают о тех страшных событиях. Безногий на костылях, женщина у репродуктора и даже пионеры у вечного огня — каждая работа — это знак беды бывшей и грядущей, предчувствие забвения. Его работы не о громких победах, а о выживании, о буднях тех, кто победил.

Гребенюк

Гребенюк

Гребенюк

Напрямую коснулась война Алексея Тюрина (1937 г.р.). Два его брата вернулись с фронта израненными. Их боль живёт в картинах «Фронтовые связисты» и «На Курской дуге». На обеих по два воина, обе написаны одними и теми же приёмами: небрежная живопись, грубая, нарочито ломаная пластика рисунка и землистые краски.

«Три самые большие полотна в музее написал Станислав Молодых (1942-2003), —  обращает внимание Алла Селютина. — После учебы в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина он остался в северной столице, но никогда не прерывал связь с Белгородчиной. В семье было семеро детей, но несмотря на все тяготы, Станислав, который начал рисовать с пяти лет, сумел воплотить свою мечту и стать художником. Жажда знаний была столь велика, что юноша при любой возможности отправлялся в московские музеи, но денег на путешествия не было, и он ездил… на крыше вагона».

Картина «1941 год. Тревожные вести» (1975) отражает воспоминания детских лет. Как из глубины памяти, откуда-то из недр живописного пространства проявляются фигуры сидящего пожилого мужчины и женщины с детьми. Статичная, замершая композиция созвучна с состоянием персонажей, скованных вечным ожиданием, готовым каждую минуту услышать трагическую весть. 

Через десять лет, в 1985 году другой художник Илья Хегай (1930-2011) напишет свою версию этого сюжета. На первый взгляд в картине «Ожидание» та же тема и похожие персонажи. Перед сельской хатой, крытой соломой, на лавке сидит пожилой мужчина, на переднем плане стоит женщина. То же напряжение, что и в картине Молодых, но женщина уже пожилая. И это рождает целую волну других ассоциаций. Это родители, ждущие своего сына, или состарившаяся в ожидании вдова, так и не смирившаяся с утратой? И, как и другие художники этого времени, Хегай сокращает палитру до серо-охристых оттенков, как будто подчёркивая земную суть этих людей.

Хегай

Александр Работнов (1943-2013) — ещё один художник старшего поколения, родившийся в 1943 году в Ярославле, но ставший близким каждому белгородцу. Именно его росписи украшают Преображенский кафедральный собор в Белгороде и другие храмы области. Музей сохраняет триптих «9 Мая» (1970-е гг.), на нём запечатлены две исторические эпохи —  1940-е и 1970-е годы. В центральной части изображены современники художника — мужчины и женщины, празднующие День Победы. На левой части — идущие по полю солдаты, на правой — беженцы — женщины и дети. Война разделила мир женщин и мужчин, заставила каждого из них идти своими военными дорогами.

Иван Чернышев (1940 г.р.) его творческая жизнь связана с родным краем. Он предан одной теме — жизни села, людям, живущим единым ритмом с природой. И даже о войне он говорит с позиции этих людей («Сожженная деревня» (1985). От дома осталась печь и груда самана. У этих людей и было-то немного, а теперь нет даже самого необходимого. Но, как и в большинстве работ Чернышева, обречённости здесь нет. В застывших позах женщин скорбь, раздумье, но почему-то веришь, что встрепенутся, скинут оцепенение, возьмутся за работу и всем миром совладают с бедой.

Чернышев

Значительная часть работ посвящена мирным преобразованиям и переосмыслению событий военного лихолетья.

В картине Виктора Блинова (1940-2006) «В городе праздник» звучит радость Победы, ощущается полнота жизни. Женщина с детьми стоит перед раскрытым окном, за которым расстилается город, а в центре композиции — всполохи салюта. Художник повествует о своем времени, о людях, которые не знали войны, о потомках тех, в честь кого дали первый салют.

Блинов

Заслуженный художник РФ Станислав Косенков (1941-1993) родился в начале войны уже после того, как его отец ушёл на фронт и пропал без вести. Многие мальчишки росли без отцов, но для Станислава этот факт стал особенно болезненным. Размышления об отце, его судьбе, собственное острое чувство безотцовщины легли в основу графических циклов «Детство» «Овраги».

Косенков

Серия цветных линогравюр «Прохоровское поле» (1984) — наиболее яркая по силе образов. В ней художник достигает высот обобщения и символизма. Прохоровское поле для художника не топографическое понятие, это символ малой родины, который вырастает до масштаба вселенной.

Много для развития творческого потенциала области и для сохранения памяти о войне на Белгородчине сделал Евгений Савотченко (1932 г.р.). Именно по его инициативе был создан Музей-диорама «Курская дуга. Белгородское направление», при его непосредственном участии открыт Белгородский художественный музей. Сюжетная композиция «Июль 1943» (1983) находится в постоянной экспозиции. Сюжет прост и вечен: уставший, опаленный зноем и боями солдат, пьет воду из ведра. Женщина с коромыслом является олицетворением Родины, семьи, мирного существования, всего того, что наделяет воина силой, а обычную воду превращает в живую.

Экскурсия для нас закончилась. Двенадцать судеб, двенадцать талантливых белгородцев подарили нам эпоху на полотнах, благодаря которой мы всегда будем помнить годы войны.

Большое спасибо Алле Селютиной за интересный рассказ. Приглашаем всех жителей и гостей в День города посетить выставки БГХМ!

Алла Селютина, Елена Ховхун

Фото: архив музея