Культура    12:50, 15 октября 2020

В художественном музее в Белгороде открылась выставка Петра Дика

В экспозиции представлена 31 работа советского графика-пастелиста

Представленные на выставке работы художник написал в конце 90-х –– начале 2000-х. Выставку советского художника открыли при поддержке галереи «ГРОСART» (Москва) и общероссийской общественной организации «Ассоциация искусствоведов». В открытии выставки 14 октября приняла участие член Экспертного совета Международного художественного салона Центрального дома художника, кандидат искусствоведения Елена Грибоносова-Гребнева. Гостья музея рассказала о технике, в которой работал художник. «В качестве излюбленной основы у Петра Гергардовича Дика была наждачная бумага –– крупно- и мелкозернистая. Помимо наждачной бумаги, это был фактурный картон, тонкий, и в редких случаях бархатная бумага, которая использовалась в творчестве в советский период», –– подчеркнула эксперт.

Отметим, Пётр Дик родился на Алтае, учился в Свердловском художественном училище, закончил «Строгановку» с дипломом скульптора по металлу, потом поселился во Владимире. Познание красоты природы и воспитание Владимирско-Суздальской стариной способствовали творческому взлету в 90-х –– тогда к Петру Дику пришло народное признание.

Основной мотив в творчестве художника –– фигуративность и предметность. Чаще всего центр композиции –– геометрическая правильность в лаконичном пространстве. Предметный мир характеризует духовные истины, где действует пластика, ритм и цвет. Елена Грибоносова-Гребнева отмечает, что в этих работах, показывающих фигуры человека, при более углубленном всматривании в картину, можно найти натюрмортные интонации.

гг

Работы Дика визуально делятся на три группы. Двухфигурные композиции предполагают духовное единение. Это брат и сестра, родители и дети, сёстры и влюблённые. В символичном изображении одного силуэта –– трагизм бытия, одиночество человека. Мотив ожидания просматривается в групповых композициях. На отдельных работах одна из фигур располагается поодаль или превышает по размеру других и отражает момент наставничества или учительства.

Для большинства работ Дика характерен монохром, сдержанный цвет, контраст черного и белого, в то время, как в конце 90-х и в последние годы, у художника появляются яркие и насыщенные по цвету работы. Порой эта насыщенность доходит до экспериментов –– это связано с трансформацией мироощущения Петра Дика, и поэтому нужно вспомнить о положительных событиях в его жизни –– строительство мастерской в Суздали, в которую художник переехал в начале 2000-х. Благоприятная атмосфера нового рабочего угла во многом отразилась в творчестве последних лет.

Куратор выставки, старший научный сотрудник – заведующий сектором графики Наталья Гончаренко поделилась, что была знакома с творчеством Петра Дика не в таком объёме, поэтому идея выставки очень вдохновила. «Когда я стала участвовать в отборе произведений, это был сеанс арт-терапии. Этот сеанс продолжается и по сей день, потому что работы фантастические, волшебные», –– подчеркнула Наталья Гончаренко.

Экспозицию дополняют эксклюзивные издания: каталоги работ и альбомы художника. В Белгороде представлена малая часть наследия Петра Дика.

Напомним, что выставка будет работать до 22 ноября.

Елена Ховхун, фото автора и сотрудников музея