чудеса случаются!
Культура    19:00, 08 ноября 2020

Белгородцам рассказали об истории создания Хотмыжской крепости

Исторический экскурс прошёл в Белгородском историко-краеведческом музее в честь 380-летия со дня основания Хотмыжска

Аудитория познакомилась с историей возведения древнего города, его ролью в защите южных окраин государства. Ребята узнали о служилых людях и казачестве, особенностях государевой службы того времени и основных видах вооружения защитников Хотмыжской крепости.

 

Поселение на берегу Ворсклы

Живописное село Хотмыжск расположилось в западной части Белгородской области на высоком правом берегу реки Ворсклы. На этом месте поселение возникало и угасало не меньше пяти раз. Здесь находится уникальный многослойный памятник археологии, где найдены следы культур эпохи бронзы, предметы периода Киевской Руси и находки XVII-XVIII веков.

Хотмыжск был удостоен упоминания в средневековых летописях. В «Списке русских городов» конца XIV века он фигурирует как «Хотмышль на Ворскле». В 1430-1432 годах «Хотмысл» появляется в числе городов, принадлежавших Великому княжеству Литовскому. В начале XV века в «Ярлыке Крымского хана Менгеля Перея» упоминается уже «Хотмышл».

Таким образом, территория Хотмыжска начала заселяться людьми значительно раньше, чем появилось и окончательно оформилось его название. По одной из версий слог «хот» или «хат» означает какое-то строение, а «мысливство» — одно из древнейших занятий человека — охоту.

Целенаправленное заселение хотмыжской земли связано с возведением одной из крупнейших фортификационных линий — Белгородской черты. К середине XVII века мощным щитом на страже южных рубежей страны встали 28 городов крепостей, соединённых между собой естественными и инженерными преградами.

1

Обустройство крепости

Крайней западной крепостью, расположенной в нынешних границах России, был Хотмыжск. Один из самых мощных городов-крепостей Белгородской черты был воздвигнут в 1640 году силами служилых людей из Белгорода, Курска, Путивля, Рыльска, Севска, Новгорода-Северского, а также московских стрельцов.

Место для крепости было выбрано неслучайно: высокий мыс и крутые берега Ворсклы издревле служили защитой от непрошеных гостей. Так на меловом плато выросла крепость. Её дубовые стены высились над землей на четыре с половиной метра. На них располагались обламы — выступающие в сторону противника площадки с боевыми щелями. Хотмыжск имел две проезжие башни и восемь глухих.

С пологой стороны у крепости был прорыт ров, насыпан вал, а перед ними набит частик. В городе был также сооружен тайник — замаскированный лаз к реке. А на берегу Ворсклы была устроена запруда с мельницей. Ниже по течению Ворсклы, у прежних татарских перелазов, находились три караульных острожка.

Здесь, близ реки Ворсклы, начиналась русская земля. А в 15-20 километрах проходил Муравский шлях — дорога, по которой татарские орды проникали из Крыма вглубь России. Хотмыжский участок длиной в 45 километров был усилен инженерными преградами. Самые известные из них — засеки из поваленных деревьев, которые заслоняли путь тысячам татарских коней.

В 1640 году на вооружении в Хотмыжске было девять пищалей (пушек) и 400 мушкетов (ружей), которыми снабдили стрельцов и казаков. Первыми защитниками крепости стали присланные в эти места служилые люди. Одни стояли на государевой службе «по отечеству» (по происхождению). Это были бояре, дворяне и дети боярские. Другие «прибирались» на службу из различных слоев населения. Они становились стрельцами, пушкарями, казаками, затинщиками, драгунами и солдатами.

1

Дети боярские были самой распространённой категорией служилых людей. Они были выходцами из обедневших боярских родов или потомками дружинников князей. В награду за службу получали землю, с которой могли кормиться и иметь доход. Поэтому дети боярские сами обеспечивали себя обмундированием, оружием и лошадьми.

В обороне Белгородской черты большое значение имело казачество. Казаки издревле были прекрасными наездниками, славились военной выучкой и владением оружием. Близ Хотмыжска казаки имели свою слободу — Казачью, но часть их, по примеру детей боярских, стала жить в отдельных сёлах, где они были наделены землёй. Такими поселениями казаков были сёла Казачья Лисица и Казачье-Рудченск.

Двух хотмыжских воротников (охранников крепостных ворот) «приписывали» к определённым городским и крепостным воротам. Воротники следили за механизмами городовых замков, отпирали и запирали ворота, а при надобности — и становились на их защиту.

Впоследствии вооруженные силы региона стали формироваться из местного населения. Крестьян переводили в положение конных воинов — драгун. Созданные гарнизоны вскоре стали основной силой обороны юга страны.

 

Родная земля

В 1658 году был образован Белгородский полк численностью почти в двадцать тысяч человек. В его состав входили рейтарские, драгунские, солдатские полки. Была образована и новая военно-административная единица — Белгородский разряд.

Одновременно с несением военной службы переселенцы начинали хозяйственное освоение территории. Возле Хотмыжска на Ворскле в 1640 - 1643 годах работали пять мельниц. Благодаря силе воды местные жители могли молоть из зерна крупу и муку. Зарождавшаяся промышленность была ориентирована на нужды армии. Самым востребованным был черный порох, для производства которого использовалась селитра.

В 1677 году в Хотмыжске насчитывалось 280 детей боярских, 85 стрельцов, 65 казаков, 19 пушкарей, 2 воротника.

В конце XVII века Хотмыжск утратил своё военное значение. Жизнь в крае стала развиваться в «мирном русле». В 1781 году городу был пожалован герб в виде щита. В верхней его части были изображены рог изобилия и жезл Меркурия, а в нижней — золотой плуг в чёрном поле, символизирующий изобилие на окрестных полях.

На современной карте Белгородской области Хотмыжск — одно из сёл Борисовского района. О былом величии этих мест напоминают остатки крепостных укреплений и бережно расставленные памятные знаки. Поддерживая связи славянских народов и чтя богатое историко-культурное наследие, в селе ежегодно проводится международный фестиваль славянской культуры «Хотмыжская осень». Сопричастность к великому прошлому до сих пор ощущается на благодатной хотмыжской земле.

1

Анастасия Елисеева

Фото из архива историко-краеведческого музея