Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
14:00, 07 февраля 2021
 1106

Павел Эмист: «В творчестве всегда есть риск провала…»

  • Новость

Молодёжный театр «Логос» подвёл творческие итоги года

В сотрудничестве с Пушкинской библиотекой-музеем в 2020 году на средства президентского гранта впервые был реализован новый проект создания интерактивного театра.

Он дал возможность молодым людям бесплатно получить знания и навыки от мастеров, и главное — участвовать в постановках. А белгородские зрители увидели два новых спектакля по произведениям Пушкина «Анджело» и Гоголя «Портрет».

Спектакли шли бесплатно по выходным дням в зрительном зале Пушкинской библиотеки-музея. Премьера «Портрета» состоялась 1 февраля с аншлагом. Проект, по условиям конкурса на получение грантов, был рассчитан на девять месяцев и должен был завершиться 31 июля 2020 года реализацией трех спектаклей и театрализованных экскурсий. Но внесла коррективы коронавирусная пандемия.

Сначала были прекращены показы и прервана работа над следующими постановками. С возобновлением репетиций после снятия карантина появились ограничения на количество зрителей в зале. Сроки реализации проекта были продлены до конца декабря. Премьера «Анджело» состоялась в октябре. А третий спектакль, «Дон Жуан» по пьесе А.К. Толстого, прошел только техническую сдачу, и когда будет премьера, пока неизвестно.

Театров такого формата в Белгороде больше нет. Он существует с 2011 года, актерский состав периодически меняется. А для постановки спектаклей прошлого года была набрана практически полностью новая труппа, у большинства актеров профессиональное образование.

1

В жанре христианской мистерии

И всё же при всех трудностях минувшего года удалось сделать, казалось бы, невозможное. Впервые созданы замечательные и необычные спектакли, которые посмотрели десятки человек. Впервые этот маленький творческий коллектив выиграл президентский грант в два миллиона 160 тысяч рублей на реализацию идеи. В сентябре после реконструкции открылась обновленная Пушкинская библиотека-музей, впервые выигравшая грант по национальному проекту «Культура». И это партнерство библиотеки и театра тоже впервые имело такой успех!

«Деньги пошли на приобретение звукового, мультимедийного оборудования, костюмы для актеров, новую универсальную одежду сцены — потолок, кулисы, напольное покрытие, на создание авансцены. И основная часть средств — на зарплату актерам и налоги, Проект, к сожалению, закончился и сейчас мы снова в поисках денег», — отметил руководитель и режиссер театра «Логос» Павел Эмист.

Создавая новую театральную студию, П. Эмист назвал свое детище теАрт Logos, вложив в него духовное содержание, подразумевающее синтез духовных христианских ценностей и театрального искусства. В переводе с греческого «logos» — слово, «теос» — Бог, «art» с английского — искусство.

«Мы работаем в жанре мистерии, но не современной «киношной», а христианской, уходящей корнями в средневековую и ранее — в античную языческую мистерию. В ней должно быть присутствие невидимого духовного мира. Исходя из этой концепции, подбираем репертуар — литературу духовно-нравственного содержания, в основном русскую классику и немного зарубежной. В произведении должна быть сложность, многослойность, заставляющая работать разум и душу. Как, например, «Мастер и Маргарита» Булгакова. Гоголевский «Портрет» перекликается с этим романом. Главный его герой, Ростовщик, — блуждающий дьявол, который не может умереть. У Гоголя тоже были сложности с этим произведением. Он его серьёзно переработал после резкой критики В.Г. Белинского, и в книжном варианте существует только вторая редакция», — рассказывает Павел Викторович.

1

Новые технологии для Пушкина и Гоголя

Почему именно «Портрет» и «Анджело» выбраны режиссером для постановки? Они малоизвестны читателям и не использовались для театральной сцены, объясняет он. И главное, конечно же, идейное содержание произведений — извечное противоборство добра и зла, божественных и демонических сил в человеке.

Режиссер с актерами провели огромную сложную работу — нашли первоначальный текст гоголевской повести, соединив оба варианта, переработали в пьесу. И в сценарии оставили то, что посчитали наиболее важным. Незаслуженно забытая повесть Гоголя «Портрет» получила новую жизнь на сцене.

Сценографическое решение воплощено с помощью 3D mapping технологии, или видеомэппинга. Благодаря ему на сцене можно проецировать картинку любого предмета, «оживить» его и заставить двигаться. В спектакле с минимумом декораций и предметов компьютерная графика дает полное ощущение их реального наличия и разнообразия. Блестяще синхронизированы анимация и актерская игра! А это одна из сложнейших задач, которую решали дизайнеры и актеры. Притом, что подобного опыта ни у кого еще не было, учились сами в процессе работы. Эмист пригласил профессионалов — дизайнера мультимедиа и звукорежиссера, обеспечивших такой потрясающий результат.

«Обе постановки — экспериментальные. Пушкинская поэма «Анджело» не требовала переработки, её просто немного сократили. Сложнее было разучивать и запоминать роли в рифмах. Непривычной была и иммерсивная форма спектакля, когда создается эффект полного погружения зрителя в сюжет, и он становится как бы соучастником происходящего. Действия спектакля развиваются не только на сцене, но и на разных этажах Пушкинской библиотеки музея. Зрители перемещались по ним вместе с актерами. А театральное представление сопровождалось небольшими экскурсиями сотрудников по музейным залам. Музейные экспозиции стали игровым пространством для артистов, и знакомили зрителей с темой о связи А.С. Пушкина и Белгородчины. В итоге это дополнило общую картину восприятия и пушкинского произведения, и места, где оно было представлено», — говорит Павел Викторович.

Игра актеров — выше всех похвал! С вдохновением и полной отдачей, без скидок на «провинциальность» или малую наполненность зала из-за пандемии. Сколько бы зрителей ни пришло в выходной день — два или двадцать, — артисты выходили на сцену. Созданные ими сложные, глубокие и убедительные образы, необычные сюжеты, чистейший русский язык Пушкина и Гоголя, органичное музыкальное сопровождение вызвали у публики яркие эмоции и восторженные отзывы. Неудивительно, что некоторые зрители приходили смотреть спектакли еще раз, приводя с собой уже родных, друзей и знакомых. Благодаря «сарафанному радио» о новых необычных постановках в Пушкинской библиотеке-музее узнавало всё больше людей и прибавлялось всё больше зрителей и посетителей библиотеки.

1

Талант нуждается в поддержке

«Спектакли подарили новый опыт. Намеченные цели достигнуты не в полном объеме, но вектор выбран в нужном направлении. В творчестве всегда есть риск провала. Этот риск мы прошли, думаю, достойно»,  делится Павел Эмист.

Молодежный театр «Логос» реализовал выпавший ему шанс заявить о себе, продемонстрировать всё самое лучшее и талантливое, что у него есть.

«В Пушкинской библиотеке-музее всегда работали разные детские и молодежные театральные студии. Это направление появилось едва ли не в первые годы существования библиотеки. Опыт же взаимодействия со взрослым театром «Логос», пожалуй, первый за все годы, и для нас тоже очень полезный. Хорошее режиссерское видение Павла Эмиста, созданные им прекрасные постановки, признание зрителей - доказательство профессионализма и большого потенциала коллектива. Ему нужна постоянная финансовая поддержка», — говорит заведующая Пушкинской библиотекой-музеем Светлана Северинова.

Это нужный проект, убеждена С. Северинова. Организация интеллектуального досуга, когда люди могут думать и развиваться, чтение, постановка речи, возможность преподнести себя в социуме — всё это необходимо каждому из нас, и такую возможность дают подобные проекты.

«На этапе подготовки получения гранта специалисты Централизованной библиотечной системы Белгорода помогли Павлу Эмисту составить смету, правильно оформить документы, дали письмо с согласием поддержки — предоставить зал Пушкинской библиотеки-музея для репетиций и спектаклей, технику и всю необходимую помощь. Мы рады, что театру удалось получить президентский грант. Наши сотрудники постоянно размещали рекламу спектаклей в группе библиотеки-музея «ВКонтакте», помогали в фото- и видеосъемках», — рассказывает Светлана Северинова.

Совместная работа большого количества людей дала замечательный результат. Белгород может им гордиться, и должен поддерживать и беречь свои таланты. Президентские гранты и национальные проекты — это здорово! Но это разовая помощь. В городе нет ни одного муниципального театра. Может быть, пришло время его создать? Например, на базе «Логоса».

Ирина Дунарь

Фото: Светлана Северинова, Андрей Закоморный

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×