Интервью    13:25, 26 июля 2020

Поговори со мною, мама...

Сейчас возникла огромная проблема: дети и подростки не умеют общаться. Почти все свободное время молодое поколение проводит в Интернете. Мессенджеры, социальные сети забирают у нас бесценное и ограниченное сутками время. О причинах возникновения и возможных путях решения этой проблемы рассказала психолог Ирина Узянова.

С чем связана проблема коммуникаций среди молодежи?

— В настоящее время многим ребятам сложно с определенного возраста общаться друг с другом и со взрослыми. Когда у детей до 10 лет имеются трудности коммуникации, то это чаще всего черты характера ребенка. Иное дело, когда ребята теряют способность к общению в подростковом возрасте. Раньше подростки общались между собой, а теперь преимущественно переписываются в гаджетах. В результате выразить свою точку зрения в разговоре им становиться сложно. Они не привыкли быстро формулировать свои мысли, отвечать на вопросы и поддерживать разговор. Тогда как во время электронной переписки можно подумать и найти правильные слова. В эпоху Интернета подростки редко дискутируют и не слышат высказывания на темы, не связанные с учебой. Общаются они чаще всего с помощью письменной речи. В результате у них отсутствует навык задавать вопросы, поддерживать разговор с собеседником. 

В чем причина проблемы и на что следует обратить внимание? 

— Проблема комплексная. Во-первых, сейчас дети редко вступают в речевую коммуникацию — в диалог.  Дети читают короткие сообщения и тексты. Произведения, которые они изучают, простые либо в сокращенном варианте. Для того, чтобы развивались клетки мозга, необходимо использовать в обиходе сложные обороты речи. Тоже происходит, когда слушаешь современную музыку. В отличие от классики задействуется меньше ресурсов мозга. Вот почему необходимо читать классическую литературу и произведения, написанные специально для детей. Эти тексты - на доступном для данного возраста языке. Однако обороты в этих произведениях более сложные, чем в интернет-переписке. Детям и подросткам, чтобы воспринимать эту информацию, приходится напрягать мозг. 

В письменной речи, в отличие от устной, преобладают ответы. Способность к общению у детей возникает тогда, когда они начинают овладевать речью. Из-за того, что они мало общаются и мало разговаривают, а больше переписываются в социальных сетях и мессенджерах, этот навык не развивается. Сейчас на уроках порой не обязательно отвечать - многие знания проверяются с помощью тестов, что также ведет к утрате навыков общения.

Ребята с раннего детства мало слушают не только классическую музыку, но и литературные произведения. Аудиокниги помогают развивать слуховое восприятие, чтобы потом, в диалоге понимать другого человека.
 
Наконец, многие подростки не понимают эмоции других людей. Зачастую они воспринимают объяснение как обиду, не видят разницу между выводом и оскорблением. Редко когда молодые люди при общении смотрят в глаза собеседнику.

гг

Как часто с этой проблемой к вам как к психологу обращаются горожане? 

У меня на консультации этот вопрос впервые прозвучал 18 лет назад. В последнее время эта проблема читается между строк практически в каждом обращении подростка, страдающего депрессией. Они говорят, что у них нет друзей и непонятно, как их найти. Порой ребята теряют даже тех друзей, с которыми они общались в начальной школе. В подростковом возрасте им сложно найти новых приятелей. Даже если ребенок говорит, что ему не нужны друзья, то это далеко не так. Определенная часть мозга может развиваться только в общении человека с человеком, причем не в письменном, а в эмоциональном, живом общении. В противном случае вырастет Маугли — человек, который не только не может разговаривать, но и взаимодействовать с другими людьми. 

Очень часто родители приводят ребенка и говорят: «У него нет друзей. Он все время сидит дома в Интернете, пытаясь заглушить нехватку общения. Нас это очень беспокоит». Иной раз подростки приходят на прием самостоятельно, и тут выясняется, что они не умеют общаться.

Расскажите, пожалуйста, что следует предпринять в такой ситуации? 

— Начинать необходимо с самого рождения ребенка. Родителям следует чаще разговаривать с малышом, с первых дней его жизни искренне проявлять эмоции. Следует помнить, что способности к общению закладываются у ребенка в первый год жизни. Очень важно читать книги и прослушивать аудиозаписи сказок, доступные его возрасту. Кроме того, надо описывать картинки, задавать ребенку различные вопросы. В возрасте 4-5 лет начинается «почемучка». Необходимо постараться отвечать на все вопросы ребенка в доступной для него форме. Общение со сверстниками также важно. В 6-7 лет стоит отдавать детей в секции и кружки по интересам, поддерживать их дружбу с одноклассниками. Родители должны служить ребенку примером и общаться с друг другом так, как хотели от коммуникабельного ребенка.

Беседовала Полина Ткаченко

Фото: rg.ru 

 

газета Наш Белгород

Самые читаемые

Читайте также