Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
10:53, 06 июля 2020
 1119

Николай Ряпухин: «Мосты в пространстве и времени»

Николай Ряпухин: «Мосты в пространстве и времени»
  • Интервью

Генеральный директор ООО «Строительная Компания № 1»  рассказал корреспонденту «Наш Белгород» о мостовых сооружениях Белгорода и их надежности.
Дорожная сеть Белгорода вскоре пополнится еще одним путепроводом - на двухуровневой развязке улиц Сумской, Механизаторов и Чичерина. С генеральным директором мостостроительной компании Николаем Ряпухиным, который руководит строительством этого путепровода, мы встретились на объекте в разгар рабочего дня.


Николай Витальевич, сколько мостов и путепроводов насчитывается на Белгородчине, в том числе в областном центре? Какие из них, по вашему мнению, наиболее уникальны?

Количество мостов и путепроводов в регионе назвать сложно. Дело в том, что одни из них находятся в региональной собственности, другие — в областной и федеральной. Региональное управление дорог сейчас отвечает почти за 470 мостов и путепроводов. Некоторыми мостами владеют хозяйствующие субъекты. Общего реестра не существует. На территории Белгорода, по моим оценкам, находятся порядка ста таких сооружений.

Самые старые мосты в городе — железнодорожные. Один из них пролегает через реку Северский Донец возле Белгородской ТЭЦ. Построили его в конце XIX века. Во время Великой Отечественной войны этот мост был разрушен. Затем его восстановили практически из первоначальных материалов. Примечательно, что железнодорожники используют его до настоящего времени. Большинство мостов в Белгороде построены в 60-70-е годы прошлого века. Путепровод по пр. Ватутина, который горожане называют «новый мост», построен в 1984 году.

Каждый мост по-своему индивидуален и имеет свои особенности. Наиболее эффектно смотрятся вантовые мосты на стальных канатах. В Белгороде такой лишь один, да и то пешеходный. Он стоит на Везёлке неподалеку от спорткомплекса Светланы Хоркиной.

Наиболее уникальным является мост из металлоконструкций через Белгородское водохранилище, который был построен в 2011 году. Его протяжённость составляет 556 м, а расстояние между опорами — 84 метра. Сооружений с такой длиной пролётов на Белгородчине больше нет. Примечательно, что его монтаж был произведён методом надвижки в рекордно короткий срок — всего за год вместо запланированных 32 месяцев. После ввода в эксплуатацию уникальный мост передали на обслуживание областному центру. Содержать в должном состоянии это сооружение муниципальному бюджету было весьма накладно. В текущем году мост через Белгородское водохранилище передали в ведение областного управления автомобильных дорог общего пользования. Масштабные работы по его ремонту уже начались.

Говоря об уникальности, следует также упомянуть путепровод через железную дорогу в направлении микрорайона «Спутник». Старожилы называют его «немецкий мост», поскольку объект, дескать, возвели в 1946-1947 годах германские военнопленные. Старый путепровод требует срочного ремонта и усиления конструкции.

Ничто не вечно под луной. Тем не менее, одни мостовые сооружения эксплуатируются более сотни лет, другие в разы меньше. От чего зависит их долговечность?

Главные причины старения мостовых сооружений — превышение допустимых нагрузок и недостаточное внимание к их содержанию. Мосты, построенные полвека назад, проектировались в расчёте на колонну автомобилей общей массой в 10–18 тонн. При современной интенсивности движения нагрузка значительно больше. Старые сооружения выдерживают ее только благодаря тому, что в них заложен большой запас прочности. Однако их предельная несущая способность ограничена и перегруз может привести к трагедии. По данным Росавтодора, каждое пятое мостовое сооружение в стране находится в неудовлетворительном состоянии. Ежегодно в нашей стране рушатся порядка ста мостов.

Мониторинг технического состояния таких сооружений детально прописан в строительных правилах (СП 274.1325800.2016). Каждые 10 дней их должен посещать специалист, ведущий постоянный надзор. Раз в полгода на мостовых сооружениях следует проводить текущий технический осмотр, а раз в 5 лет — плановую диагностику. О проделанных работах служба эксплуатации обязана сдавать отчёты собственнику моста (путепровода).

Увы, всё выше перечисленное порой делается формально, а для качественного обследования не хватает специалистов. В итоге мостовые конструкции интенсивно разрушаются. Даже маленькая щель в деформационном шве приводит к тому, что стекающая через неё годами вода разрушает основание. В качестве примера, приведу путепровод над железной дорогой по ул. Механизаторов. Там вода вымыла более сотни кубометров песка. Недавно мы завершили ремонт этого путепровода. Своевременно не выявленный дефект привел к тому, что сметная стоимость работ составила 1,3 млн рублей.

Николай Витальевич, назовите, пожалуйста, мостовые сооружения, требующие безотлагательной реконструкции.

Разработана и вскоре будет передана на экспертизу проектная документация по пяти мостовым сооружениям, которые надо капитально ремонтировать в первоочередном порядке.
На путепроводе через железную дорогу на ул. Студенческой интенсивно идет разрушение крайних балок. Произошло разрушение деформационных швов и гидроизоляции. Намечено заменить 7 балок, дорожное покрытие и барьерное ограждение.

Предстоит привести в порядок два моста через реку Северский Донец по ул. Волчанской в районе железнодорожного вокзала. Они были построены в 70-е годы и нуждаются в ремонте опор и пролётных строений. Дорожное покрытие и барьерные ограждения будут полностью заменены.

На «немецком» путепроводе через железную дорогу по ул. Красноармейской намечено усилить опоры, установив вместо стоек стенки. При этом будут перенесены инженерные коммуникации, а также электрооборудование, используемое РЖД. Проезжую часть путепровода полностью заменят.

На мосту через Везёлку по проспекту Ватутина планируется ремонт пролётных строений. После этого будет заменено дорожное покрытие и обустроена велосипедная дорожка. Суммарный объём работ по пяти упомянутым объектам составит порядка 200 млн рублей. Вопрос финансирования практически решен.

В текущем году планировалось приступить к ремонту путепровода по проспекту Ватутина (от ул. 5 Августа до ул. Победы). В связи с масштабной реконструкцией ул. Щорса, строительные работы на данном участке дорожной сети перенесли на более поздний срок во избежание в городе транспортного коллапса. Отмечу, что федеральная программа ремонта аварийных мостов должна стартовать в 2022 году. Белгородской областью сформирована заявка на работы объёмом порядка 7 млрд рублей. В национальную программу будут включены объекты, не только требующие дополнительного финансирования, но и уже финансируемые либо включённые в программу «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Строительство и ремонт мостовых сооружений требуют знаний и практического опыта. Имеются ли в Белгороде квалифицированные кадры для решения таких задач?

В Белгороде исторически были две организации, которые занимались мостостроением. Они и сейчас имеют соответствующую производственную базу и кадровый потенциал. Грамотных специалистов по строительству, эксплуатации и восстановлению мостов готовят в БГТУ им. В.Г. Шухова. В Белгороде много делается в плане ремонта. Между тем, необходимо укреплять материальную базу эксплуатирующей организации МБУ «Управление «Белгорблагоустройство», развивая направление диагностики и обследования искусственных сооружений. Убеждён, что в итоге своевременно выявленные и устранённые дефекты позволят сэкономить миллионы рублей бюджетных средств.

Беседовал Павел Передерий

Фото автора

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×