Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
13:02, 15 сентября 2011
 1147

Свято-Троицкий собор: храм, которого нет

  • Новость

Квартал старого Белгорода, ограниченный сегодня проспектами Богдана Хмельницкого и Славы, улицей 50-летия Белгородской области и Свято-Троицким бульваром, имеет богатейшую историю.

Квартал старого Белгорода, ограниченный сегодня проспектами Богдана Хмельницкого и Славы, улицей 50-летия Белгородской области и Свято-Троицким бульваром, имеет богатейшую историю.

Именно отсюда берёт своё начало современный Белгород. Не от Меловой горы, где он простоял всего 16 лет, был сожжён литовскими захватчиками и больше никогда на этом месте не восстанавливался. И не от второй крепости на Старом городе, где простоял всего 37 лет и был перенесён на правый берег Северского Донца.

Именно на территории этого квартала была построена в 1650 году третья крепость - Белгородский кремль. В нём находился воеводский двор и воеводский дом, откуда управляли белгородские воеводы, в том числе и будущий выдающийся полководец фельдмаршал Борис Петрович Шереметев, при котором началось строительство каменного кафедрального Свято-Троицкого собора.
Именно здесь находился центр образованной в 1667 году обширной Белгородско-Обоянской епархии, которой управляли выдающиеся архиереи: митрополиты, архиепископы и епископы. Здесь в течение шести лет жил и совершал богослужения епископ Белгородский Иоасаф (Горленко).

От церкви до монастыря

Свято-Троицкий собор ведет свое начало от построенной в последнем десятилетии XVI века деревянной церкви Живоначальной Троицы. Она простояла недолго и сгорела во время литовского нашествия. В 1623 году был возведен новый Троицкий храм с двумя приделами - в честь Похвалы Пресвятой Богородицы и в честь Михаила Малеина. В 1667 году Троицкий храм стал кафедральным собором в образованной в том же году Белгородско-Обоянской епархии. Он представлял собой небольшой деревянный храм, построенный в смешанном византийско-русском стиле с одним большим и четырьмя малыми куполами. Но и эта церковь простояла недолго, пришла в негодность и в 1680-е годы была закрыта.

В 1690 году при митрополите Авраамии на месте разрушенной деревянной церкви вновь был заложен теперь уже каменный собор во имя Святой Троицы, а в 1707 году он был освящен митрополитом Иустином. В течение почти полутора веков этот величественный храм был главным собором Белгородско-Обоянской епархии. В 1833 году состоялся перевод архиерейской кафедры из Белгорода в Курск. По предложению епископа Курского и Белгородского Илиодора (Чистякова) Троицкий собор и архиерейский дом с прилегающими территориями становились монастырём. Святейший Синод утвердил предложения курского архиерея. Так в Белгороде был создан новый второклассный Свято-Троицкий мужской монастырь. Его штат первое время был небольшим. Он состоял из настоятеля, казначея, четырёх иеромонахов, одного иеродиакона и одного диакона.

При настоятеле Свято-Троицкого монастыря архимандрите Елпидифоре (Бенедиктове) в 1834 году вокруг монастыря была возведена каменная ограда с башнями по углам. Он занимал территорию, находившуюся примерно в квартале нынешних улиц 50-летия Белгородской области – проспектов Богдана Хмельницкого и Славы и Свято-Троицкого бульвара. Главной заслугой архимандрита Елпидифора было построение им в монастыре тёплого храма в честь Знамения Пресвятой Богородицы.

В марте 1866 года в Белгород на тройках доставили большой праздничный колокол для колокольни Троицкого собора весом 1045 пудов и 13 фунтов, отлитый на средства белгородского купца Н.И. Чумичова московским мастером Михаилом Алексеевичем Ольховиковым в Харькове на заводе А.Т. Рыжковой.

В 1897–1898 годах архимандритом Антонием был произведён капитальный ремонт Троицкого собора. Его заново оштукатурили, стены внутри расписали изображениями святых, сделали новый позолоченный иконостас с росписью, постелили паркетные полы, в окна вставили новые железные рамы, а снаружи площадку перед входными дверями выложили гранитной плиткой. 1 октября следующего года епископ Курский и Белгородский Лаврентий (Некрасов) освятил заново отремонтированный Троицкий собор.

В августе 1911 года в левой, северной, части Троицкого собора была установлена рака и сень для нетленных мощей святителя Иоасафа, а в правой, южной, – шкаф с его облачениями. Известный художник Иван Сидорович Ижакевич расписал интерьер архиерейских покоев в Свято-Троицком мужском монастыре сюжетами из жизни святителя.

И.П. Кулегаев сообщает, что в Троицком соборе «есть ходы с лестницами, ведущие под землю; предполагают, что отсюда можно было во время осады пробраться к р. Везёлке за водой».

Известно, что Троицкий собор посещали российские монархи Екатерина II, Александр I, Николай I и Николай II. Посещение Белгорода последним императором Николаем II в 1904 и 1911 годах широко освещалось в местной печати. В Центральном государственном архиве кинофотодокументов Санкт-Петербурга хранятся три уникальные фотографии, на которых изображён государь в Белгороде. На одной из них он запечатлён в экипаже у колокольни Троицкого собора.

Первый некрополь

Свято-Троицкий кафедральный собор был первым белгородским некрополем – он издавна служил усыпальницей белгородских архиереев. Здесь были похоронены все митрополиты, епископы и архиепископы, умершие в Белгороде, и два архиерея, умершие за его пределами. В склепе под Троицким собором в течение более полутора веков хранились нетленные мощи епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа, скончавшегося в Грайвороне после тяжелой двухмесячной болезни 10 декабря 1754 года.

Последнее захоронение в усыпальнице епископа Белгородского Никодима (Кононова) состоялось в 1919 году. Владыка был арестован большевиками после богослужения прямо в алтаре Свято-Троицкого собора на следующий день после праздника Рождества. Его бросили в подвал земской управы. После длительных допросов и мучительных пыток 10 января епископа Никодима расстреляли на пожарном дворе. По другой версии, он был сброшен с колокольни Смоленского собора. Тело закопали в грязную яму. Верующие, узнав, где зарыт епископ-мученик, стали приходить на это место, приносили цветы и зажигали свечи.

Когда в июне 1919 года в Белгород вошла Добровольческая армия генерала А. И. Деникина, могила была вскрыта, и среди нескольких трупов убитых людей было обнаружено тело епископа Никодима. При огромном стечении духовенства и местных жителей он был похоронен под северной стороной Свято-Троицкого собора. Ныне епископ Белгородский Никодим причислен к лику святых.
Несколько выше собора находилось братское монастырское кладбище, на котором хоронили священнослужителей, преподавателей духовной семинарии и монахов. Сведений об этом кладбище сохранилось очень мало. На старинной открытке начала ХХ столетия запечатлена часть монастырского кладбища. Среди деревьев видна поминальная часовня, а на переднем плане – ухоженные могилы с установленными над ними каменными и деревянными крестами, надгробными камнями и плитами.

Уничтожение святынь

Свято-Троицкий мужской монастырь был закрыт в начале 1920-х годов. Монахов отсюда изгнали, а в 36 жилых комнатах поселили 86 других жильцов. В 1920 году произошло надругательство над святыней. Решением местных властей мощи святителя Иоасафа были извлечены из гробницы и отправлены в Москву, где были выставлены в музее Наркомздрава. Оттуда они были переправлены в Ленинград и помещены в экспозиции Музея истории религии и атеизма в Казанском соборе, а потом были спрятаны на чердаке. Только в 1991 году мощи были извлечены из чердачного помещения, и состоялось второе их обретение.

В одном из помещений монастыря разместилась совпартшкола. На его территории в покоях святителя Иоасафа и архиерейском доме поселились уездный музей краеведения, детский дом имени III Интернационала, названный Детским городком, и воинская часть. Детдомовцы, в основном дети погибших красноармейцев и из голодающего Поволжья, и стали первыми разрушителями Свято-Троицкого собора: они выбивали в храме стекла, срывали замки, полы, кровлю. С помощью красноармейцев были разрушены Свято-Троицкий кафедральный собор и другие монастырские постройки.

После отбытия отсюда в 1925 году части 16-го Тульского стрелкового полка имени Коминтерна 6-й Орловской дивизии президиум Белгородского уисполкома отвёл здания бывшего Свято-Троицкого монастыря под квартиры командного состава территориального полка. 14 июля 1924 года Детский городок был расформирован, а вместо него в монастыре, где размещалась совпартшкола, создан Школьный дом. На территории монастыря появилось десять торговых точек.

10 августа 1925 года в одном из помещений начала работать мастерская, в которой был организован приём заказов на пошив женского и детского платья. В ней трудились воспитанники Школьного дома. Через год детей из монастыря расселили по детским домам. В ноябре 1925 года ликвидировали и музей. В покоях святителя Иоасафа и архиерейском доме оставалась воинская часть. В 1926 году покои святителя по просьбе уездного профессионального бюро передали под Дом Союзов, Свято-Троицкий собор – под Дом физкультуры, а теплую Знаменскую церковь – под кинотеатр.

В 1926 году с колокольни Троицкого собора был снят большой праздничный колокол, подаренный монастырю купцом Н.И. Чумичовым. В следующем году с колокольни бесследно исчезли старинные «башенные часы», представлявшие большую историческую ценность. По мнению членов краеведческого общества 1920-х годов, они были установлены ещё в XVII столетии. Они круглосуточно били полные часы, половину и четверть часа. Конструкция их, несмотря на сложность механизма, была настолько прочна, что за столетия часы ни разу капитально не ремонтировались и шли исправно. С тех пор они бесследно исчезли.

В ночь с 5 на 6 июня 1930 года взорвали древние стены монастыря. Сравняли с землей братское монастырское кладбище. Старожилы вспоминают, что когда в 1950-х годах рыли фундаменты для новых домов по улице Богдана Хмельницкого, вместе с землей грузили в машины и человеческие кости. От многочисленных памятников и надгробий старинного некрополя сохранился только один надгробный камень, который совсем недавно перенесли ближе к пещерке святителя Иоасафа.

Перед войной оставалась ещё часовня у ворот со стороны Новомосковской улицы (проспект Б. Хмельницкого) на бывшем монастырском кладбище. Она простояла до 1950-х годов, а потом её снесли. Некоторые мелкие постройки не были разрушены и в них разместились различные организации. В одной из них находилась районная контора «Южтяжстрой», в другой во время войны – военные склады. Со стороны улицы Новомосковской на территории бывшего монастыря устроили приёмный пункт «Союзпромкорма», куда население города и района сдавало сено.
Во время Великой Отечественной войны местные жители использовали монастырские подвалы как бомбоубежища. Они были просторные, со сводами и очень крепкие. Столько бомб падало, и ни одной трещины в стене.

В июле 1945 года юго-западная часть бывшего монастыря была предоставлена на два года «Строительству №3  НКВД» для размещения лагеря немецких военнопленных на 700 человек. Руины монастырских храмов оставались и в послевоенное время. Окончательно расчистили территорию только в начале 1950-х годов.

Двухэтажный дом, в котором размещались покои святителя Иоасафа, был разрушен во время ожесточённых бомбёжек города фашистской авиацией в марте 1943 года при второй оккупации. Верхний этаж был снесён полностью, а от первого остались только кирпичные стены. Так и стоял последние пять лет дом, веками считавшийся одной из святынь земли белгородской. В 1948 году «коробка по ул. Чичерина, №6» (так теперь в документах стали называть бывшие покои святителя Иоасафа) была обследована технической комиссией, которая составила «Акт технического освидетельствования кирпичной коробки по ул. Чичерина, № 6». Восстановление здания было признано нецелесообразным, и исполком горсовета решил: «1. Разрешить жилуправлению списать с баланса коробки зданий по ул. Ленина № 53 и ул. Чичерина № 6; 2. Предложить начальнику горжилуправления тов. Бондаренко кирпич, полученный от разборки коробок здания, использовать на работы по благоустройству города и на ремонт жилого фонда».

Так печально закончилась судьба ещё одной белгородской святыни.

Свято-Троицкий собор стал первым из уничтоженных в годы советской власти белгородских храмов. В настоящее время от мужского монастыря кроме пещерки святителя Иоасафа ничего не осталось. В память об уничтоженной обители и соборе в 2004 году часть проспекта имени Ленина была переименована в Свято-Троицкий бульвар.

 

Александр Крупенков,
член Союза писателей России

 

Фото С.М. Прокудина-Горского, 1911 год

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×