ЖКХ    10:41, 17 октября 2013

Роспотребнадзор: Куда обращаться гражданам в случае нарушения их прав в сфере ЖКХ?

В Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Белгородской области разъясняют последствия недавних законодательных изменений.

1 сентября 2012 года взамен Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением правительства РФ № 307 от 23.05.2006 вступили в действие новые Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённые Постановлением Правительства № 354 от 06.05.2011.

Правила № 307 регулировали отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, то есть гражданами, использующими коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В настоящее время Правила № 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, то есть лицам, пользующимся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющим коммунальные услуги.

Следовательно, раз понятие «потребитель» исключено из Правил № 354, отношения между собственниками и пользователями жилых помещений, и исполнителями (управляющие компании, ресурсоснабжающие организации) носят исключительно гражданско-правовой характер.

Правила № 354 устанавливают права и обязанности исполнителей и потребителей коммунальных услуг, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учёта и при их отсутствии, порядок перерасчёта размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

В соответствии со ст. 20 Жилищного кодекса РФ выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе, требований к деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах относится к сфере государственного жилищного надзора. 

Порядок проведения государственного жилищного надзора определён постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 № 493 «О государственном жилищном надзоре», вступившем в силу 25.06.2013 года, на основании пункта 16.1 статьи 12 и части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Государственный жилищный надзор осуществляется посредством: 

  • организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности;
  • принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений;
  • систематического наблюдения за исполнением обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

В целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки.

Предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию; содержание общего имущества в многоквартирном доме; порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение; управление многоквартирными домами; выполнение лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (управляющие компании, ТСЖ, ЖСК и др.) услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с законодательством Российской Федерации; установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения; определение размера и внесению платы за коммунальные услуги; другие обязательные требования к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Куда обращаться гражданам в случае нарушения их прав в сфере жилищно-коммунальных услуг?

В Белгородской области жилищный надзор осуществляет Государственная жилищная инспекция Белгородской области, расположенная по адресу: г. Белгород, Белгородский проспект, 85а. тел. 35-30-67, и именно туда необходимо направлять жалобы по вопросу предоставления коммунальных услуг.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 защита прав потребителей осуществляется судом в случае отказа исполнителя удовлетворить требования потребителя в добровольном порядке и при наличии доказательств нарушения Ваших прав, либо неправомерных действий исполнителя.

Управлением Роспотребнадзора по Белгородской области защита прав потребителей в сфере жилищно-коммунальных услуг осуществляется в соответствии со ст. 40 Закона РФ и ст. 47 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации путем принятия участия в судебном процессе для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителя при поступлении в адрес Управления искового заявления, материалов дела и сведений о месте и времени рассмотрения дела.